Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Проходимость автомобиля.
Проходимость - это эксплуатационно-техническое свойство, определяющее возможность
использования автомобиля по бездорожью и на дорогах с покрытием, находящимся
в плохом состоянии.
Все автомобили должны в значительной мере обладать хорошей проходимостью, а
для машин, которые систематически работают в трудных дорожных условиях, такое
свойство имеет первостепенное значение. От проходимости зависит средняя скорость
движения, производительность и сохранность автомобиля, безопасность движения
и другие немаловажные факторы.
Сейчас пока еще не установлен единый параметр, который позволил бы точно и
полно оценить проходимость автомобиля в различных дорожных условиях.
Однако уже известно, что для хорошей проходимости автомобиль должен обладать
хорошими тяговыми свойствами, а также иметь достаточно крепкие детали и механизмы
ходовой части.
Кроме того, выявлен ряд измерителей, которые в достаточной мере определяют
возможности преодоления препятствий автомобилем. К основным измерителям необходимо
отнести следующие:
1. Расстояние между низшими точками автомобиля и дорогой (дорожный просвет).
Чем больше это расстояние, тем безболезненнее автомобиль будет преодолевать
неровную дорогу, не рискуя задевать за кочки, камни, пни и т. д. Этим самым
исключается возможность повреждения отдельных деталей шасси. У всех автомобилей
наиболее низкими точками шасси являются картер маховика, передняя и задняя оси.
Происходит много случаев, когда низкие части повреждаются, наскакивая на камни.
Это чаще бывает в горных каменистых районах.

Рис. 9. Определение наименьшего дорожного просвета между нижней точкой шасси
и дорогой
Расстояние от низших точек автомобиля до поверхности дороги у большинства легковых
автомобилей составляет 180-250 мм, а у грузовых - 250-325 мм (рис. 9, таблица
6).
Таблица 6. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Марки автомобилей |
Дорожный просвет (в мм) |
Радиус продольной проходимости в метрах |
Угол в градусах |
передний |
задний |
Легковые |
150-220 |
3-8 |
20-30 |
15-20 |
Грузовые |
250-350 |
2,5-6 |
40-60 |
25-45 |
Автобусы |
220-300 |
4-9 |
10-40 |
6-20 |
2. Радиусы продольной и поперечной проходимости. Это второй показатель,
определяющий проходимость автомобиля по пересеченной местности. Необходимо различать
нижний и верхний радиусы продольной проходимости, а также радиус поперечной
проходимости.
Нижний радиус продольной проходимости - это радиус дуги окружности, проведенной
касательно к передним и задним колесам и нижней точкой между ними (рис. 10).
Рис. 10. Определение радиуса продольной проходимости автомобиля
Верхний радиус продольной проходимости - радиус дуги окружности, проведенной
касательно к передним и задним колесам и выступающей передней или задней частью
автомобиля.
Радиус поперечной проходимости - радиус дуги окружности, проведенной касательно
к передним или задним колесам автомобиля и нижней точкой между ними соответствующей
оси (рис. 11).

Рис. 11. Определение радиуса поперечной проходимости
Чем меньше радиусы продольной и поперечной проходимости, тем большая способность
автомобиля преодолевать рвы, крутые мосты, бугры цилиндрической формы, кюветы
и т. д. без задевания за своими низшими точками.
3. Передний и задний углы проходимости. Это углы образуются между опорной
плоскостью дороги и касательными, проведенными из крайних точек, выступающих
спереди и сзади частей автомобиля к переднему и заднему колесам (рис. 12).

Рис. 12, Определение пережднего угла въезда и заднего угла съезда автомобиля
Чем больше величина переднего и заднего углов проходимости, тем выше проходимость
автомобиля при переезде через канавы, выступы, бугры и другие препятствия, которые
могут встретиться в пути.
4. Удельное давление колес на опорную поверхность. Определяется эта
величина делением нагрузки, приходящейся на соответствующее колесо, на площадь
отпечатка шины.
g = G/F кг/см2,
где:
G - вес, приходящийся на колесо в кг;
F - площадь отпечатка шины в см2;
Давление колес на опорную поверхность имеет большое значение для проходимости
автомобиля, в особенности при движении его по песку, снегу, пашне, грязи, болоте
и т. д. (рис. 13). Чем меньше давление колес, тем меньше глубина образуемой
колеи, следовательно, меньше сопротивление движению и больше проходимость автомобиля.
Рис. 13. Средние удельные давления лыжника, пешехода, легкового автомобиля.
5. Сцепление ведущих колес с дорогой. Часто на скользких дорогах с обледенелым
дорожным покрытием, а также на дорогах с глинистым грунтом, черноземом происходит
буксование ведущих колес.
Колеса буксуют в том случае, когда тяговое усилие, необходимое для движения
автомобиля в данных дорожных условиях, превосходит максимально возможное значение
реакции между ведущими колесами и дорогой.
Условия движения без буксования определяются следующим выражением:
Gв φ > P,
где:
Gв - вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса;
φ - коэффициент сцепление шин с дорогой;
Р - тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных условиях.
Для сравнения проходимости автомобилей в части их предрасположения к буксованию
ведущих колес используется следующая зависимость:
Dφ = Gв/Ga φ
где:
Dφ - сцепной фактор автомобиля;
Gв - вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса;
Ga - полный вес автомобиля;
φ - коэффициент сцепления; (φ = 0,1, что соответствует движению автомобиля
по обледенелой, наиболее скользкой дороге).
Следует отметить, когда значение Dр больше, то автомобиль меньше предрасположен
к буксованию колес и застреваниям и хорошо преодолевает подъемы на скользкой
дороге.
6. Радиус поворота автомобиля. Чем меньше радиус поворота автомобиля,
тем удобнее водителю маневрировать при езде по дорогам с большим количеством
поворотов и препятствий (рис. 14).

Рис. 14.Схема поворота автомобиля
7. Максимальная высота автомобиля (или расстояние от высшей точки автомобиля
до плоскости опоры колеса).
Это качество важно главным образом автобусам, предназначенным для работы в
городских условиях, где им приходится проезжать под мостами и другими сооружениями.
К оценке проходимости относятся и такие измерителя, как вес автомобиля и его
распределение по осям, высота центра тяжести, габариты, высота расположения
механизмов, ограничивающих глубину преодолеваемого брода, возможность преодолевания
препятствий: вертикальных стенок, рвов и т. п.
Приведенными выше измерителями свойство проходимости автомобиля не исчерпывается
полностью, но уже в достаточной мере определяет его.
назад • оглавление
• дальше
|