Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Библиотека  

 

Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Факторы устойчивости.

Устойчивость движущегося автомобиля зависит от следующих факторов:

1) веса автомобиля и высоты центра тяжести его, базы и ширина колеи;

2) размера шин, их конструкции и состояния;

3) радиусов кривизны дороги и состояния ее поверхности;

4) конструкции и регулировки тормозов;

5) скорости и направления движения;

6) умения управлять автомобилем.

Испытаниями установлено: чем выше расположен центр тяжести автомобиля и чем меньше колея, тем скорее произойдет опрокидывание. Для повышения устойчивости автомобиля колея должна быть широкой, а центр тяжести расположен низко (см. таблицу 5).

Таблица 5. ШИРИНА КОЛЕИ И ВЫСОТА ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ АВТОМОБИЛЕЙ

Марки автомобилей Ширина колеи в мм Высота центра тяжести в мм
передних колес задних колес без груза с грузом
УАЗ-450 1436 1436 820 985
ГАЗ-51А 1589 1650 835 114
ГАЗ-53А 1630 1690 --- ---
ГАЗ-63 1588 1600 977 1374
ГАЗ-66 1800 1750 --- ---
ЗИЛ-164А 1700 1740 710 1210
ЗИЛ-130 1800 1790 885 1200
ЗИЛ-157 1755 1750 720 1040
ЗИЛ-131 1820 1820 830 1165
МАЗ-200 1950 1920 900 1400
МАЗ-500 1950 1860 1050 1460
КРАЗ-219 1950 1920 951 1380
КРАЗ-257 1950 1920 --- ---
КРАЗ-222 1950 1920 980 1342

Водителю необходимо помнить, это, так как наличие груза в кузове, особенно крупногабаритного, - контейнеров, тюков, прессованного сена и т. д. - увеличивает высоту центра тяжести, тем самым снижая устойчивость. С такого рода грузами надо ехать на небольших скоростях, стараться резко не тормозить на крутых поворотах.

А может ли произойти опрокидывание на небольших скоростях? Да, может, если дорога с боковым уклоном, а груз расположен в одной стороне кузова. Чаще всего опрокидывание происходит при резком торможении на большой скорости движения.
На повороте существенного значение для устойчивости машины имеют не только скорость движения и радиус поворота, но и скорость поворота управляемых колес. Резкий поворот колес может в определенных условиях явиться основным фактором, вызывающим нарушение устойчивости автомобиля.

У современных автомобилей, имеющих сравнительно низкое расположение центра тяжести и широкую колею, опрокидывание без предварительного бокового скольжения (заноса) бывают очень редкими. Они могут произойти лишь с автомобилями, нагруженными большегабаритными грузами, расположенными высоко над кузовом на неблагоустроенных дорогах с большим поперечным уклоном. Случаи же бокового скольжения (заноса) и опрокидывания автомобилей при неосторожном движении по скользким, мокрым и обледенелым дорогам бывают значительно чаще.

Максимальную допустимую скорость движения автомобиля на поворотах до появления бокового скольжения можно определить по следующих формуле:

Vс = √ gφR,

где:

Vс - максимальная скорость на повороте до появления опасности бокового
скольжения автомобиля в м/сек;

g - ускорение силы тяжести в м/сек2;

φ - коэффициент сцепления колес с грунтом;

R - радиус поворота автомобиля в метрах.

Во всех случаях при заносе на автомобиль действует боковая (поперечная) сила, которая возникает от неровностей дороги или неравномерного сцепления шин с дорогой. Боковая сила появляется при всяком отклонении автомобиля от прямолинейного направления.

В тех случаях, когда машина движется по кривой, возникающую боковую силу называют центробежной силой. В результате действия центробежной силы при резком повороте на большой скорости автомобиль может опрокинуться.

Максимальная скорость движения на повороте до опрокидывания определяется по формуле:

Vmax = √ g RB/2hg,

где:

Vmax - максимальная скорость движения на повороте до появления опрокидывания автомобиля;

g - ускорение силы тяжести в м/сек2;

R - радиус поворота в метрах;

В - колея в метрах;

hg - высота центра тяжести в метрах.

Величина центробежной силы увеличивается вчетверо, если скорость увеличивается вдвое и т. д. Так как в процессе заноса радиус поворота все время уменьшается, то величина центробежной силы возрастает, увеличивая тем самым интенсивность заноса.

Следовательно, если занос начался, то он будет прогрессивно нарастать. В этом случае необходимо срочно принять нужные меры, иначе может произойти опрокидывание автомобиля.


Рис.7. Действие водителя для вывода автомобиля из заноса

Наиболее легким и эффективным способом вывода автомобиля из заноса является следующий (рис. 7). Когда появился занос задних колес, водитель немедленно отпускает тормоза и резко поворачивает руль в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, быстро возвращает руль в прежнее положение. Если быстро не выполнить этот прием, то занос продолжится, и автомобиль будет вращаться до тех пор, пока не остановится под влиянием силы трения колес о дорогу или при ударе о препятствие. Если удар скользящих колес сильный или колеса попали на участок с более высоким сопротивлением скольжению, то автомобиль опрокинется в результате действия на него пары сил (рис. 8).


Рис. 8. Действие пары сил на автомобиль при опрокидывании, после потери боковой устойчивости

Сила сопротивления скольжению левых колес направлена в сторону, противоположную скольжению, а центробежная сила приложена в центре тяжести автомобиля, опрокидывает его вокруг левых колес.

Для безопасного вождения на высоких скоростях водитель должен стремиться к повышению устойчивости своего автомобиля. Это достигается увеличением веса автомобиля, понижением центра его тяжести, удлинением базы и расширением колеи, а также правильный регулировкой тормозов и соблюдением скорости, соответствующей состоянию дороги.

назадоглавлениедальше


Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 24 апреля  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4