Штурманские компьютеры (trip computers) - обзор

GPS-навигация, УКВ/CB/LPD/PMR радиосвязь, автоэлектроника, моб.связь

Модераторы: Solo, Василий Киселев

Аватара пользователя
Василий Киселев
Site Admin
Зарегистрирован: 13 июл 2007, 15:13
Сообщения: 566
Репутация: 4
Авто: TLC 200, TLC 74, Yamaha WR250R
Откуда: Мiнск

Штурманские компьютеры (trip computers) - обзор

Сообщение Василий Киселев » 06 апр 2015, 19:23

Штурманские компьютеры - обзор

Восхищенные мечтают стать пилотами, увлеченные – штурманами, а вот посвященные предпочитают оставаться в палатке. Кому в экипаже страшнее – очевидно, штурманский ковш – место не для слабонервных. Это и понятно: вторые пилоты смотрят в лицо опасности, не имея при этом возможности повлиять на события, стремительно проносящиеся мимо. Может быть, именно от отчаяния они окружают себя таким количеством приборов, которые, хоть и не позволяют управлять, зато дают возможность анализировать «полет».

Помимо стальной выдержки, у штурмана должны быть соответствующие плечи, на которые ложится ответственность за все расчеты, необходимые пилоту, чтобы привести машину к финишу целой и, желательно, первой. В былые времена мастера своего дела ограничивались секундомером и рулончиком стенограммы. Поговаривают, правда, что на ночных этапах они использовали секстан и штангенциркуль, но история об этом умалчивает. С развитием компьютерных технологий будильники на торпеде с двойным (а то и тройным) набором стрелок стали вытесняться электронными девайсами. Так, постепенно команды обзавелись полноценными раллийными компьютерами, которые помогают, развлекают, а в отдельных случаях даже играют в карты со штурманом, заскучавшим во время поездки. Однако не будем иронизировать раньше времени. Пусть в штурманских компьютерах порой находятся необъяснимые функции, они все же заметно облегчают гонщикам жизнь.

К большинству компьютеров можно подключить дополнительное оборудование. Чтобы не обделять штурмана, ведущие фирмы-производители выпускают не только выносные кнопки сброса, но и педали, позволяющие обнулять показания приборов. Для самых искушенных «гурманов» существуют беспроводные кнопки-брелки. Какой же штурман не любит покопаться на повороте в кармане?! Помимо экзотики выпускаются дублирующие дисплеи, антенны GPS, датчики уровня топлива, грязе- и солнцезащитные козырьки.

При выборе компьютера вы, конечно, зададитесь вопросом соотношения цены и качества. Тут все довольно прозрачно. Из фирм, представленных на нашем рынке, можно выделить следующие.

Наш хит-парад открывает устройство от TverTrip, его цена составляет 10 000 рублей, в то время как стоимость западных компьютеров уходит в далекий космос и ограничивается только фантазией покупателя. Автоспорт в любом проявлении остается одним из дорогих увлечений и, конечно, нет ничего странного в том, что пальму первенства несут приборы верхнего ценового диапазона – 60-70 тысяч рублей. Поэтому, пытаясь сэкономить на аппаратуре, стоит быть готовым к экстренной проверке скорости реакции пилота, ведь после выхода прибора из строя штурману придется ориентироваться по звездам.
Для обзора были выбраны несколько топовых моделей от наиболее известных производителей.

Coralba С-View

Многие из раллийных экипажей отдают предпочтение именно C-view из-за того, что в комплекте идет прибор C-giant с тремя экранами. Но не думайте, что это всего лишь дешевые понты – вовсе нет.
Весьма полезная штука, особенно когда необходимо сравнивать свои показатели, к примеру, с лучшими. Выносной экран с обратным отсчетом удобно располагается перед глазами пилота. Такой комплект обойдется в 73 000 рублей. И это без учета GPS-антенны. Еще 30 тысяч и, судя по цене, золотой кусок проволоки с «правильным» азъемом у вас! «Приятным» дополнением может стать не поставляемый в комплекте датчик ABS или датчик уровня топлива. Выделяется C-view еще и удобным расположением кнопок. При работе с меню рукой не загораживаются показания дисплеев (не повезло только левшам). Расстояние эта машинка может считать в метрах, километрах, милях и ярдах, а при необходимости – конвертировать одни единицы в другие. Диапазон рабочих температур не может не радовать: от -25 до С до + 85 оС. При пожаре пластиковый корпус, конечно, скуксится, но в погожий летний денек будет капризничать меньше пилотов. На практике компьютер показал себя надежным прибором с довольно дружественным интерфейсом.

coralla.jpg


TerraTrip 303 Geo-Trip

За сравнительно небольшую стоимость (22 000 рублей) TerraTrip предлагает полный набор функций, включая GPS-антенну и автокалибровку. В отличие от своего предшественника 303 Plus,Geo-Trip показывает не только скорость моментальную, но также среднюю и максимальную. Умеет переводить километры в мили и радует своих пользователей встроенным секундомером. Откровенно говоря, набор опций такой же, как и у Coralba. Главный вопрос: а будете ли вы пользоваться всем этим великолепием? Есть, однако, и минусы: интерфейсу 303-го не просто «не дружественный», а прямо скажем, вражески настроенный. Для отображения скорости вам придется нажать комбинацию из трех кнопок, а чтобы отобразить время – еще 2 тычка по прибору. Если вы балуетесь с компьютером, стоя в гараже с чашечкой кофе, все просто и понятно. Но компьютер все-таки раллийный, а не для бабушкиной гостиной, а значит, должен отвечать условиям эксплуатации. Поэтому играть рапсодию на разноцветных клавишах, когда машина едет боком, отрываясь от земли всеми колесами, мягко говоря, не сподручно. Особенно остужает внезапный порыв к музицированию недобрый взгляд пилота, который еще на прошлом повороте просил вывести данные на экран. Из-за ограничения по рабочей температуре, в -20 С на зимнем этапе, пока комп не нагрелся, все показатели лениво появляются и также пропадают – как при замедленной съемке. Несмотря на ценник и возможность установки доп. оборудования, встречается TerraTrip в боевых машинах достаточно редко.

terratrip.jpg


TverTrip Profi 4.0

И к самому сладкому. Несмотря на все старания конструкторов, скрыть происхождение нашего соотечественника сложно... В отличие от прежнего алюминиевого собрата, новая версия получила пластиковый корпус. При цене в 10 000 рублей прибор обладает функционалом, не уступающим более дорогим аналогам. При этом имеет GPS-антенну и разъемы для подключения второго экрана, который стоит 5 000 и носит гордое название Big-pilot. В отличие от Coralba, кстати, «Тверь» отображает аж две информационные строчки. Единственное, что напрягает, – это пятитомник под названием «Как самостоятельно починить TverTrip», который неизменно поставляется в комплекте с каждым прибором. Потому что нужен.

Что касается настроек, должен отметить, что переплюнуть по сложности настройку 303-го TerraTrip было сложно, но наши справились! Для того чтобы разобраться в меню, понадобится не только куча времени, но и шаманский бубен. Поэтому советую предусмотреть отдельный кармашек не только для прописной тетради, но и под мануал, потому что любое действие с прибором необходимо совершать, имея эту книгу перед глазами.

Подведем итоги. Приборы довольно ощутимо отличаются ценой, но совершенно одинаковы с технической точки зрения. Люди, предпочитающие комфорт, выберут Coralba. Потратив на все примочки астрономическую сумму в районе 130 тысяч рублей, вы будете радоваться приобретению не один сезон. Прибор прост в использовании, приятен глазу, ну а способность вызывать зависть у соперников, наверное, главное его достоинство. Люди практичные выберут TerraTrip, отдадут 35 тысяч за весь комплект и проведут замечательные часы с друзьями в попытках разобраться в приборе. В конце концов, приобретением останутся довольны. Потому что, если все слишком просто – нашим людям не интересно, ведь это ралли, детка!..

А вот авантюристы, технологи и инженеры, несомненно, выберут «Кулибин-стайл» и возьмут себе TverTrip. О, эти незабываемые эксперименты в попытках соединить ядерный реактор холодного синтеза с адронным коллайдером при помощи алхимии и других точных наук! И вуаля! Практически философский камень. Прибор будет работать. Честно говоря, лично я обошелся бы секундомером и классным штурманом, но мой второй пилот со мной категорически не согласен. Все новое усложняет привычное, но не стоит невежественно махать лапами на технический прогресс, ведь, как ни крути, раллийные компьютеры здорово облегчают непростую работу штурмана. Понимая, что многие «вкатанные» команды могут состоять отнюдь не из олигархов, стоит прозрачно намекнуть, что на просторах Интернета нехитрым способом можно наликать себе б/у Coralba по цене TerraTrip, включая все «ништяки». Однако не гоняйтесь за GPS-антеннами: старые дедовские одометры по-прежнему остаются самыми точными измерителями. В общем, не отставайте от прогресса и следите за дорогой!

trip.jpg


Ралли для чайников

В помощь начинающим авто-спортсменам пройдемся по терминам, которые нужно знать.
Дорожная книга - перечень пунктов следования от старта до финиша.
Контрольная карта – тетрадь (бумажка, пергамент, папирус), на котором судьи отмечают время прибытия / убытия экипажа, прохождение контрольных точек, пенализацию.
Пенализация – штрафные очки, начисляемые за нарушение Регламента Соревнования.
Регламент - правила, определяющие порядок проведения данного соревнования.
Маршрутный лист - перечень этапов соревнования с указанием расстояния, средней скорости на этапах маршрута и времени, отведенного на прохождение этих участков.
Пункт Контроля Времени (КВ) – знак на обочине для контроля штурманом времени прохождения участка.
Спец. Участок (СУ) - закрытый участок дороги общего пользования, перекрытый для соревнований. Цель экипажа – пройти спецучасток с максимальной скоростью и минимальными потерями.
Легенда – подробная запись для успешного прохождения специальных участков и отдельных этапов. Включает в себя маршрут, расстояние, скорость, время, одним словом все, что нужно знать о маршруте.
Стенограмма («Стенка») – квинтэссенция легенды. Содержит в себе ограниченное количество слов, которые штурман успевает выкрикивать между поворотами.

Что показывает и считает раллийный компютер

Одометр - датчик устанавливается на колеса, калибруется и перед глазами появляется расстояние, пройденное экипажем в милях, километрах или тугриках.
Общее расстояние от старта
Время от старта
Мгновенная скорость – компьютер запоминает скорость в каждый момент вашего увлекательного путешествия.
Средняя скорость
Средняя скорость по легенде
Номер легенды – указывает на возможность сохранения множества трасс.
Отставание или опережение легенды – теперь не нужно совмещать стрелки на циферблате: устройство будет неумолимо отсчитывать секунды, отведенные вами же на заданный участок пути
Режим работы компьютера
Часы реального времени
Секундомер
Таймер обратного отсчета

Источник: журнал RedSleds, октябрь_2013
Текст: Анатолий Финичев. Фото: производители, Сергей Кубанов, Виктория Гладкова, Оксана Ахмитзанова.




Вернуться в «Навигация, связь»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей