Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах

offroad модернизация, строительство, оборудование, тюнинг, подготовка

Модераторы: Solo, Василий Киселев

Аватара пользователя
Solo
Зарегистрирован: 28 мар 2015, 17:06
Сообщения: 125
Репутация: 6

Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах

Сообщение Solo » 07 апр 2015, 08:49

Решил написать что-то вроде FAQ по силовым бамперам:

Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах.
Написано под впечатлением от чтения интернет-конференций посвященных обсуждению силового обвеса различных производителей.


Спорное утверждение № 1.
Хороший бампер сделан из особой (легированной, высокоуглеродистой, волшебной, космической итд) стали, состав которой – тайна за семью печатями, бдительно хранимая производителем.

Все бамперы, в том числе таких производителей, как ARB, Warn, делаются из конструкционной стали с низким эквивалентным содержанием углерода (менее 0,3%). Это обусловлено в первую очередь технологическими требованиями обработки, сталь должна быть свариваемой без ограничений и быть пригодной для холодной штамповки.
Стали с содержанием углерода более 0,3% при сварке нуждаются в предварительном прогреве детали и последующем отпуске, а если содержание углерода больше 0,4%, технология сварки такой стали становится ещё сложнее. То же и со штамповкой, сгибанию хорошо поддаются низкоуглеродистые стали.
Зарубежные производители силового обвеса используют холоднокатаный лист стали марок 1008 и 1010 по американскому стандарту ASTM, с содержанием углерода от 0,08 до 0,13%.
Тот стальной лист, что продаётся на ближайшей к вам металлобазе – это, как правило Ст3 в различных вариациях, которая относится к конструкционным сталям обыкновенного качества. Она вполне годится для бампера, так как поддается сгибанию и хорошо сваривается, а «обыкновенность» качества заключается в том, что при выплавке таких сталей применяются менее строгие технологические требования, чем для качественной конструкционной стали, в результате чего в них допускается больше нежелательных примесей. Качественным аналогом Ст3 по содержанию углерода является Ст20.
Сталями же специально предназначенными для холодной штамповки по нашим ГОСТам, являются качественные конструкционные стали марок 08КП, 08Ю и 08ПС (они и есть аналоги сталей 1008 и 1010 по ASTM), с содержанием углерода 0,05-0,11%, что примерно вдвое меньше содержания углерода в Ст3.

Спорное утверждение № 2.
Недобросовестные и жадные производители сделали мне бампер из сырой стали, а дядя Вася – сварщик высочайшей квалификации, проработваший всю жизнь на оборонном/судостроительном/авиакосмическом заводе делает бамперы из подкаленной стали, и в них не отрываются проушины, не проваливаются болты итп, как у меня, когда меня стальным тросом выдергивал из лужи бульдозер.

Те стали, из которых возможно и целесообразно изготовить бампер, не предназначены для упрочнения термообработкой. К тому же калёный бампер точно бы не доставил счастья владельцу, даже если бы был изготовлен.
Ведь при закаливании, помимо прочности растет и хрупкость, и при этом падает ударная вязкость стали. Рывок или удар такой бампер выдержит не лучше, а возможно и хуже. К тому же такой силовой бампер окончательно бы перестал выполнять важнейшую функцию любого автомобильного бампера – деформируясь гасить силу удара при аварии.
Такой технологической операции, как «подкаливание» не существует, но иногда сварщики называют «подкаленным» лист Ст3, сделанный из некачественного вторсырья и не вполне соответствующий ГОСТу по содержанию нежелательных примесей, из-за чего сталь становится более хрупкой, а её свойства непредсказуемыми от листа к листу.

Спорное утверждение № 3.
В силовых бамперах зарубежных производителей есть конструктивная особенность, позволяющая их применение с подушками безопасности, а если установить бампер отечественного производства/сделать бампер самому, подушки работать не будут или будут работать неправильно.

Датчик подушек находится не в бампере (по крайней мере за шесть лет опыта установки силового обвеса нам такого не встречалось), а в салоне автомобиля. Срабатывает он от ускорения, которое получает автомобиль при столкновении. В общем, датчик настроен на определённую величину м/с в квадрате, и мне сложно представить, как что либо в конструкции разных силовых бамперов может на эту величину влиять.

Спорное утверждение № 4.
Производитель ХХХ делает слишком тяжёлые бамперы, в отличие от производителя YYY, который делает такие же прочные, но существенно более лёгкие бамперы.

Соотношение веса и прочности бампера - это компромисс, который все производители решают примерно одинаково, используя сталь 3-4 мм. Конструкция у серийных изделий примерно похожа у всех производителей.
Так, что если на заводе у производителя YYY не работают волшебники, снижающие плотность стали заклятиями и заговорами, заметной разницы в весе быть не может.
К примеру, бампер фирмы ARB для Mitsubishi L200 весит 56кг.

Спорное утверждение № 5.
Цены на бамперы серийного производства неоправданны, сталь на бампер стоит 700грн. Мой знакомый сделал себе сам всего за месяц, сэкономил кучу денег.

У хорошего (и хорошо оплачиваемого) специалиста, когда рука набита, подгонка и сварка бампера из готовых, уже раскроенных и согнутых частей занимает примерно 3 рабочих дня. Кроме сварки есть заготовка листа на гильотине, раскрой на станке плазменной резки с ЧПУ, штамповка на гибочном прессе. Кто-то должен закупить и привезти металл. Кто-то разработать изделие и технологию его изготовления. Где то нужно взять проволоку, углекислоту, абразив, топливо, свет, отопление итд.
Затем нужно провести дробеструйную обработку, оцинковать, покрасить.
Самостоятельное изготовление, даже при наличии навыков и базового оборудования – скорее удовольствие от творчества, чем экономия. Ведь за это время можно заработать гораздо больше, занимаясь тем, в чем Вы действительно специалист.

Спорное утверждение № 6.
Если бампер окрашен порошковой эмалью – это хорошо, а если жидкими красками – ерунда.

Мы (как, скорее всего, и другие производители) применяем порошковую окраску, потому что этот способ технологичней в условиях производства, нет растворителей, процессов отмывания инструмента от краски, сушки итд. Краска может быть хорошей или плохой независимо от того порошковая она была при нанесении, или жидкая. Наиболее прочные и твердые эпоксидные и полиуретановые эмали бывают и порошковыми и жидкими.

продолжение следует...

Аватара пользователя
Solo
Зарегистрирован: 28 мар 2015, 17:06
Сообщения: 125
Репутация: 6

Re: Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах

Сообщение Solo » 07 апр 2015, 08:50

продолжаю:

Спорное утверждение № 7.
Если я заказываю силовой обвес, достаточно оставить машину на пару часов, чтобы изготовитель снял размеры, а потом просто подъехать на установку. А если им нужна моя машина надолго (два-три дня), значит это плохой производитель, раз он работает без проекта, подгоняет все по месту.

С таким утверждением сталкиваемся регулярно, и не в интернет, а непосредственно при заказе несерийных изделий.
Когда нужно что-то спроектировать, современный способ – использовать программы типа SolidWorks или Компас. Они позволяют сделать 3-D модель изделия, просмотреть все места, где изделие сопрягается (крепления, зазоры, параллельность, симметричность итд.) Проблема только в том, что в случае с бампером, нужно иметь еще и точную 3-D модель передней части автомобиля, и её за три часа никак не сделать. К тому же вряд ли кто-то захочет оплатить работу по созданию 3-D модели бампера ради одного единственного экземпляра. В случае же эскизов и черчения вручную, всё предусмотреть и ничего потом не подгонять по месту почти невозможно (да и на компьютере бывает сложно). Даже именитые автопроизводители делают макеты кузовов и агрегатов.
Не знаю, как при индивидуальных заказах поступают другие, мы при работе с новым (для нас новым) автомобилем используем основные части одного из серийных бамперов. На них уже есть чертежи, файлы с выкройками под плазменную резку, конструкция и технология проверена. Нужно только внести минимальные изменения в выкройки (и то не всегда), подрезать бампер по форме кузова, придумать и сделать другие крепления. Но на это всё равно нужно время!

Спорное утверждение № 8.
Если сделать конструкцию в виде замкнутого профиля/с рёбрами/сотовой итп, можно добиться той же жёсткости конструкции при меньшем весе бампера.

Тут утверждение не такое уж и спорное. Можно. Но с одной оговоркой, чтобы действительно сэкономить вес, придётся использовать более тонкий лист, скажем 1,5-2мм, и в результате, выиграв в жёсткости конструкции в целом, получить стенку, которую легко вмять, согнуть или порвать рядом со швом. То есть, отличия примерно те же, что и между несущим кузовом и рамой. Жесткость (вернее сказать общая прочность конструкции) вроде одинаковая, а вот местная прочность и долговечность сильно уменьшаются. То есть, валить деревья уже не получится.
Вторая проблема – технологичность и стоимость изделия.
Ещё нужно иметь в виду, что чем тоньше металл, тем больше его температурная деформация при сварке.

Спорное утверждение № 9.
Бампер можно оцинковать в ближайшем гальваническом цеху.

Оцинковать можно, но вот правильно покрасить будет трудновато. После горячего или гальванического нанесения цинка, перед покраской нужно проводить специальные мероприятия, направленные на придание поверхности шероховатости. Для этого используют абразивное мытье, а затем нужно провести ещё и химическое мытьё. Простая обработка шкуркой может не дать желаемого результата, да ещё и снять тонкий слой цинка.
Лучше использовать (и так делаем мы) более трудоёмкий метод электро-дуговой металлизации, который сразу дает поверхность с высокой шероховатостью и слой большей толщины, чем при гальванике (150-200 микрон против 30-40 мкм при гальванизации). Несмотря на меньшую технологичность и значительную часть ручного труда, этот метод дает более надежный результат при дальнейшем окрашивании, и делает ненужными некоторые подготовительные операции. Проблема в том, что способ дороже и применяется реже гальванического нанесения, найти людей с нужным оборудованием труднее. Кстати бамперы ARB не оцинкованы.

Спорное утверждение № 10.
Местные кулибины (в презрительном и неуважительном смысле).

Это очень наша пословица, что в своём отечестве пророков нет, хоть и сказано это было впервые про Галилею. Не хотим мы замечать и своих талантливых изобретателей, и уже три века порочим память одного из них неудачной присказкой, только за то, что не отказался и при императорском дворе от русской «мужицкой» бороды и длинного кафтана.
А между тем, Иван Кулибин автор проектов мостов в Петербурге и Лондоне, создатель часов со сложным механизмом, состоящими более чем из 1000 деталей, и в данный момент хранящимися в Эрмитаже, автор ахроматических телескопа и микроскопа собственной конструкции, создатель первых инструментов для расточки отверстий и многих других изобретений и усовершенствований. Своими талантами и изделиями, этот самоучка-инженер удивил Екатерину II, и она сделала его заведующим механической мастерской Петербургской Академии Наук (впоследствии – Российская Академия Наук), где он более 30-ти лет руководил производством астрономических и навигационных инструментов, научных приборов, станков.

(с) Леонид Свирипа (aka Монгол), Одесса

Rulevoi
Зарегистрирован: 02 май 2011, 17:35
Сообщения: 2
Репутация: 0
Авто: Toyota Land Cruiser-80/4,5L/4"/1993/VX
Откуда: Иркутск

Re: Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах

Сообщение Rulevoi » 15 апр 2015, 13:32

:good:





Вернуться в «Offroad строительство»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей