Ложные стереотипы и откровенные глупости о силовых бамперах.
Написано под впечатлением от чтения интернет-конференций посвященных обсуждению силового обвеса различных производителей.
Спорное утверждение № 1.
Хороший бампер сделан из особой (легированной, высокоуглеродистой, волшебной, космической итд) стали, состав которой – тайна за семью печатями, бдительно хранимая производителем.
Все бамперы, в том числе таких производителей, как ARB, Warn, делаются из конструкционной стали с низким эквивалентным содержанием углерода (менее 0,3%). Это обусловлено в первую очередь технологическими требованиями обработки, сталь должна быть свариваемой без ограничений и быть пригодной для холодной штамповки.
Стали с содержанием углерода более 0,3% при сварке нуждаются в предварительном прогреве детали и последующем отпуске, а если содержание углерода больше 0,4%, технология сварки такой стали становится ещё сложнее. То же и со штамповкой, сгибанию хорошо поддаются низкоуглеродистые стали.
Зарубежные производители силового обвеса используют холоднокатаный лист стали марок 1008 и 1010 по американскому стандарту ASTM, с содержанием углерода от 0,08 до 0,13%.
Тот стальной лист, что продаётся на ближайшей к вам металлобазе – это, как правило Ст3 в различных вариациях, которая относится к конструкционным сталям обыкновенного качества. Она вполне годится для бампера, так как поддается сгибанию и хорошо сваривается, а «обыкновенность» качества заключается в том, что при выплавке таких сталей применяются менее строгие технологические требования, чем для качественной конструкционной стали, в результате чего в них допускается больше нежелательных примесей. Качественным аналогом Ст3 по содержанию углерода является Ст20.
Сталями же специально предназначенными для холодной штамповки по нашим ГОСТам, являются качественные конструкционные стали марок 08КП, 08Ю и 08ПС (они и есть аналоги сталей 1008 и 1010 по ASTM), с содержанием углерода 0,05-0,11%, что примерно вдвое меньше содержания углерода в Ст3.
Спорное утверждение № 2.
Недобросовестные и жадные производители сделали мне бампер из сырой стали, а дядя Вася – сварщик высочайшей квалификации, проработваший всю жизнь на оборонном/судостроительном/авиакосмическом заводе делает бамперы из подкаленной стали, и в них не отрываются проушины, не проваливаются болты итп, как у меня, когда меня стальным тросом выдергивал из лужи бульдозер.
Те стали, из которых возможно и целесообразно изготовить бампер, не предназначены для упрочнения термообработкой. К тому же калёный бампер точно бы не доставил счастья владельцу, даже если бы был изготовлен.
Ведь при закаливании, помимо прочности растет и хрупкость, и при этом падает ударная вязкость стали. Рывок или удар такой бампер выдержит не лучше, а возможно и хуже. К тому же такой силовой бампер окончательно бы перестал выполнять важнейшую функцию любого автомобильного бампера – деформируясь гасить силу удара при аварии.
Такой технологической операции, как «подкаливание» не существует, но иногда сварщики называют «подкаленным» лист Ст3, сделанный из некачественного вторсырья и не вполне соответствующий ГОСТу по содержанию нежелательных примесей, из-за чего сталь становится более хрупкой, а её свойства непредсказуемыми от листа к листу.
Спорное утверждение № 3.
В силовых бамперах зарубежных производителей есть конструктивная особенность, позволяющая их применение с подушками безопасности, а если установить бампер отечественного производства/сделать бампер самому, подушки работать не будут или будут работать неправильно.
Датчик подушек находится не в бампере (по крайней мере за шесть лет опыта установки силового обвеса нам такого не встречалось), а в салоне автомобиля. Срабатывает он от ускорения, которое получает автомобиль при столкновении. В общем, датчик настроен на определённую величину м/с в квадрате, и мне сложно представить, как что либо в конструкции разных силовых бамперов может на эту величину влиять.
Спорное утверждение № 4.
Производитель ХХХ делает слишком тяжёлые бамперы, в отличие от производителя YYY, который делает такие же прочные, но существенно более лёгкие бамперы.
Соотношение веса и прочности бампера - это компромисс, который все производители решают примерно одинаково, используя сталь 3-4 мм. Конструкция у серийных изделий примерно похожа у всех производителей.
Так, что если на заводе у производителя YYY не работают волшебники, снижающие плотность стали заклятиями и заговорами, заметной разницы в весе быть не может.
К примеру, бампер фирмы ARB для Mitsubishi L200 весит 56кг.
Спорное утверждение № 5.
Цены на бамперы серийного производства неоправданны, сталь на бампер стоит 700грн. Мой знакомый сделал себе сам всего за месяц, сэкономил кучу денег.
У хорошего (и хорошо оплачиваемого) специалиста, когда рука набита, подгонка и сварка бампера из готовых, уже раскроенных и согнутых частей занимает примерно 3 рабочих дня. Кроме сварки есть заготовка листа на гильотине, раскрой на станке плазменной резки с ЧПУ, штамповка на гибочном прессе. Кто-то должен закупить и привезти металл. Кто-то разработать изделие и технологию его изготовления. Где то нужно взять проволоку, углекислоту, абразив, топливо, свет, отопление итд.
Затем нужно провести дробеструйную обработку, оцинковать, покрасить.
Самостоятельное изготовление, даже при наличии навыков и базового оборудования – скорее удовольствие от творчества, чем экономия. Ведь за это время можно заработать гораздо больше, занимаясь тем, в чем Вы действительно специалист.
Спорное утверждение № 6.
Если бампер окрашен порошковой эмалью – это хорошо, а если жидкими красками – ерунда.
Мы (как, скорее всего, и другие производители) применяем порошковую окраску, потому что этот способ технологичней в условиях производства, нет растворителей, процессов отмывания инструмента от краски, сушки итд. Краска может быть хорошей или плохой независимо от того порошковая она была при нанесении, или жидкая. Наиболее прочные и твердые эпоксидные и полиуретановые эмали бывают и порошковыми и жидкими.
продолжение следует...