Как то несколько лет назад довелось мне побывать вместе с Лешей Новиком, Сашей Азарко и Андреем Запольским в усадьбе Сула, где уже начиналась реконструкция. Прошло время и я вспомнил о той поездке, где кто-то из ребят рассказывал, что мы "буксовали" не просто по лесой, а по старинной дороге. Мол, по ней ездили царские и королевские особы и останавливались в усадьбе Сула, которая принадлежала Ленским. Так и возникло желание прокатиться по тем местам. Карту 1920-ых г.г. нашел на польском сайте, где эта дорога проходит почти через всю современную Беларусь, обозначена как шоссе 2-го класса и частично совпадает границей между Западной Беларусью и СССР.
Свой маршрут я начал на окраине Ракова, где все пропитано историей. Участок для разведки выбрал от Ракова до Рубежевичей с планом заехать посмотреть на самую высокую точку Беларуси и заехать в восстановленную Сулу.
На окраине Ракова старинная дорога превратилась в улицу, застроенную коттеджами. Потом петляет по горкам среди кустов и сосняков.
По-тихоньку выдвинулся в сторону Волмы. Немного не доезжая, свернул в сторону Дзержинска и съездил к Дзержинкой горе – 345 метров над уровнем моря.
На самой точке особо нет ощущения, что находишься высоко. Это чувствуется ранее, когда подъезжаешь по возвышенностям, постоянно набирая высоту.
Вернулся в Волму. Посмотрел усадьбу Ваньковичей: сохранился парк, подъездная дорога и некоторые здания. Идут восстановительные работы.
Выдвинулся в сторону Сулы/Рубежевичей. Напротив деревни Ковалевцы дорога ушла в сторону от основной. Блуканул и в итоге попал не на тот брод, который нужно. Промудохался лишний час времени с раскисшим берегом: очень пригодилась стропа-удлинитель.
Сделал еще круг и встал на нужную дорогу. Приехал к нужному броду. Видно, что в этом месте когда-то был мост. По лесу, объезжая завалы и двигаясь по очень узким местам, добрался до урочища Дубовое.
Как будто из ниоткуда «нарисовалось» кладбище.
Надгробные камни в большинстве случаев просто отесанные валуны с нанесенными памятными надписями. Очень многим захоронениям больше 100 лет. Дальше дорогу преградила здоровенная ёлка в обхват. Нужно будет следующий раз брать бензопилу. По гравийкам объехал завал и приехал в деревню Бордзи, за которой начался самый «бездорожный» участок всей поездки с тракторными колеями 1 метр шириной и почти 1 метр глубиной.
Походил пешком, поискал объезды. Но так ничего и не нашел. Ко всему прочему грунт в колеях достаточно раскисший. Нужно будет вернуться в это место, как установятся морозы. Развернулся и объездами поехал в Сулу. В итоге половина от намеченного маршрута осталась не пройдена. В следующий раз разберемся
Очень приятно было увидеть восстановленную Сулу.
Одна из построек служит гостиницей, вторая рестораном, а третья – конюшней. В ресторане все было очень вкусно

Впечатляет объём проделанной работы. Большое спасибо и дай Бог здоровья и долгих лет нынешним хозяевам Сулы!
Старую карту можно скачать здесь
http://igrek.amzp.pl/WIG100_P33_S44Старая-новая Сула
http://panski-maentak.by/p.s. Пишите, кто захочет следущий раз составить компанию. Лебедка и грязевые шины обязательно. Оптимально, как мне кажется, 3-5 машин. Или делиться на группы.