Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

Наплеон-трофи 2002

Успеем все-таки или нет? День уже подходил к концу, а еще два спецучастка или, как их называют, СУ, не были обтянуты сигнальной лентой. Конечно, можно было оставить их и на завтра, но уж больно не хотелось вставать на 3 часа раньше. Сами виноваты, захотели провести соревнования по новой системе...
Мысль провести соревнования в окрестностях Бегомля пришла не просто так. В 2000 г. трофи в этих местах уже проводилось и, надо сказать, несмотря на малое число подготовленных машин и большое количество различных поломок, Докшицкий район порадовал обилием речушек с топкими берегами и наличием просек вдоль линий электропередач, передвигаться по которым было нелегко. А еще не давали покоя услышанные от местных жителей предания, что именно по этим местам гнала русская армия отступающее французское войско императора Наполеона Бонапарта.
И вот спустя полтора года было принято решение пройти по местам боевой славы ну и, конечно, привнести в мероприятие что-то новое. Название, учитывая вышеизложенные исторические события, пришло как-то само собой, да и хотелось уже после долгой зимы "выгулять" своих "четырехколесных друзей".
Подготовка трофи-рейда - задача совсем не простая. Бывает, что за несколько дней мотания по лесу находится одно, максимум - два места, в которые не стыдно окунуть то, что владельцы гордо называют "ВНЕДОРОЖНИК". А ведь эти места еще нужно увязать в один маршрут, потом составить по нему легенду...
Но, к счастью, на этот раз все сильно упростилось благодаря наличию представителя местного лесничества Андрея Герасимовича (за что ему отдельное большое человеческое спасибо). Под его чутким руководством мы умудрились, приезжая только по выходным, подготовить трассы для разных групп всего за два месяца, что, в принципе, совсем немного, учитывая количество спецучастков и протяженность маршрута. Здесь, конечно, нельзя не упомянуть тех, кто непосредственно занимался подготовкой трассы, не жалея времени и машин, - это Геннадий Измер, Александр Бодров, Василий Киселев, Евгений Селиверстов и ваш покорный слуга.
Возвращаясь в начало статьи, хотел бы пояснить, в чем все-таки отличие нынешнего мероприятия от проводившихся ранее. Пытаясь каким-то образом обезопасить соревнования, сделать их более трофийными, чем раллийными, организаторы отказались от общего зачета времени в группе "Спорт", а решили производить отсечку времени непосредственно на СУ, т. е. там, где экипажи действительно боролись с бездорожьем. Это потребовало гораздо большего количества судей и времени на их доставку, но позволило избежать ненужной гонки между спецучастками. И пришлось нам с бессменным и безотказным штурманом Виктором Барковым выезжать к месту соревнований на день раньше, чтобы успеть обнести эти самые СУ специальной лентой. Как бы там ни было, но эта работа была закончена, и мы с нетерпением стали ждать завтрашнего дня.
И вот он настал! Уже к девяти утра на шоссе Минск - Витебск резко увеличилось количество джипов всех цветов и марок. Тут надо заметить, что еще одной особенностью Наполеон-трофи стало то, что сбор участников проходил непосредственно на местах старта. Это было не так зрелищно, как сбор на площади Победы, но зато дало спортсменам возможность закончить соревнования засветло, чего в общем-то уже давно не бывало.
Все участники в зависимости от подготовки автомобилей и собственного желания были поделены на четыре группы: "Спорт", куда допускались только подготовленные автомобили на больших колесах и с лебедками, "Рейд" - это тоже, как правило, подготовленные машины, которые идут по гораздо более легкой трассе на время, но при этом им запрещено использовать лебедки, "Туризм" - категория, которая движется по той же трассе, что и "Рейд", но без учета времени и на стандартных внедорожниках, при этом победитель определяется путем голосования самих участников, и, наконец, группа "Мото", в которой было заявлено несколько человек на квадрациклах.
Маршруты групп "Рейд", "Туризм" и "Мото" совпадают, но группа "Туризм" стартовала последней, так что ей пришлось передвигаться по трассе, уже разбитой рейдовиками. Задачей этих групп было передвижение по полученной легенде с периодическим собиранием развешанных в указанных местах карточек. К сожалению, отсутствие дождей и весеннее солнышко существенно упростили перемещение вышеперечисленных групп, и периодически были слышны вполне справедливые упреки на слишком легкую проходимость трассы.
Ну что ж, сделаем выводы, хотя в том и состоит сложность подготовки маршрута в этих категориях, что, с одной стороны, надо, чтобы народ не тонул в безнадежном болоте, а с другой - ведь и проезжать всю дистанцию, не выходя из автомобиля, тоже неинтересно. Были в первый день соревнований и проблемы с судейством в группе "Рейд", но надо отдать должное участникам: они проявили снисходительность к организаторам, и все пришли к обоюдному согласию по поводу подведения итогов.
Зато уж кто и получил удовольствие от трассы, так это "спортсмены". Маршрут первого дня составлял у них около 30 километров, на протяжении которых их ожидали 8 спецучастков, где лебедкам остывать не приходилось. Жаль, что не приехали, как обещали, экипажи из Литвы, и поэтому группа "Спорт" была достаточно малочисленной - всего 5 автомобилей, но зато каких!
О каждом из них можно писать отдельную статью, я лишь перечислю: "Нива" многократного победителя внедорожных соревнований Михаила Гречихи, УАЗ Максима Котеса, свежеотлифтованный "Ниссан" Сергея Звездного, короткобазный "Патрол" Василия Киселева на грозных катках MIСKЕY THOMPSON ну и, наконец, непременный участник джиперских тусовок, любимец публики, сворачиватель голов обалдевших прохожих - УАЗ Николая Гриба, любовно именуемый в народе "буханка" за весьма характерную форму кузова.
Уже преодоление первого СУ вызвало потери среди участников. Раз за разом обрезает предохранительную шпонку лебедки на машине Василия Киселева - Александра Бодрова. Исчерпав запас шпонок, ребята вынуждены были сойти с трассы. На втором СУ, который представлял собой нагромождение валунов, обрывает стремянки заднего моста Сергей Звездный. На третьем СУ кончается лебедка у Николая Гриба...
Почти как сводки с поля боя, но в том-то и прелесть тяжелого бездорожья, что результат зачастую непредсказуем. Вот уже починился экипаж Звездного, и на СУ-4 выходят 3 машины - "Нива", УАЗ и "Ниссан".
Метр за метром, иногда по пояс в воде, команда Гречихи пробивается вперед, на пятки им наступает УАЗ Котеса, а вот Звездный плотно посадил свою машину враспор. Ну кто бы мог подумать, что база его "Патрола" так точно совпадет с шириной лесной речушки? Ближе к концу дня по сообщениям от судей на трассе выявляется явный лидер - Михаил Гречиха. Забегая вперед, скажу, что своего лидерства он не уступил никому. Мишина "Нива" была единственной машиной, прошедшей все СУ и уложившейся в контрольные 8 часов. Хотя справедливости ради замечу, что интрига сохранялась до самого конца соревнований (на второй день с утра Мишина машина сначала наотрез отказалась заводиться), и, не пройди Гречиха хоть один спецучасток второго дня, все бы уже решало время, а это - уже совсем другая история.
Неплохо шел по трассе и УАЗ Котеса, но, к сожалению, ребятам просто не хватило времени на преодоление последнего СУ. Что поделаешь - спорт есть спорт, и зачастую все решают секунды.
В "Рейде" стартовали 11 автомобилей. "Ниссаны", "Тойоты", "Нивы", "Сузуки", "Ланд Ровер", "Дайхатсу", УАЗ-469 Андрея Наволоцкого, который вызвал огромный интерес у участников соревнований. Под капотом УАЗа стоял 8-цилиндровый двигатель. Компания "ЮКОЛА-Сервис" помогла Андрею с установкой мотора и подготовкой автомобиля к "Рейду". Это был первый выезд суперУАЗа на трассу гонок, т. к. еще в час ночи автомобиль находился в мастерской. Так что этот "Рейд" можно назвать испытательным. Но где еще можно на деле проверить аппарат, как не в экстремальных условиях настоящих гонок?
Андрей стартовал без штурмана, а рулить и следить за легендой ох как сложно. И вот - влет в огромную яму, закоротила проводка. Потеряно время, но неисправность вроде устранена. Догонять другие экипажи тяжело, а тем более - одному. Но последствия удара начали сказываться. Плохо стал работать электровентилятор охлаждения, вследствие чего стал перегреваться мотор. Да и заплутал Андрей в лесу основательно. Итог - сход с трассы по техническим причинам. Но, по словам самого гонщика, автомобиль состоялся, и к следующим гонкам, внеся кое-какие усовершенствования, он сможет побороться за призовые места.
Второй день группы "Спорт" начался с преодоления заболоченной просеки под линией электропередач. Эти 400 метров отняли у двух оставшихся участников - "Нивы" и УАЗа - около часа. Так уж получилось, что бороться за призовые места пришлось двум представителям российского автопрома. Сергей хоть и отремонтировал свой "Патрол", но на просеку благоразумно не поехал, решив, видимо, дать отдохнуть своему экипажу. УАЗ же и "Нива", благополучно преодолев брод на втором СУ, уже подъезжали на третий, представлявший собой кусочек местности, который бы не стыдно было бы включить в любой европейский триал. И вновь здесь сердца болельщиков покорил Михаил Гречиха: красиво, а местами даже грациозно, ведомый своим штурманом, он перемахнул через препятствия, которые за несколько минут до этого с трудом покорились Максиму Котесу.
В это же время в группе "Рейд" к победе через глубокие, наполненные водой колеи рвался экипаж УАЗа-3151 из Витебска под руководством Сергея Воднева. Надо отдать должное ребятам, победу они заслужили, ведь еще накануне их участие в соревнованиях было вообще под вопросом ввиду поломки автомобиля. Вот что значит мобилизовать все силы!
Что же, наверное, пора подвести итог. Несмотря на ряд недочетов, мероприятие все-таки состоялось. Обидно лишь то, что количество стартовавших экипажей, к сожалению, было гораздо меньше предполагаемого, но хочется верить, что общее впечатление участников от соревнований положительное.
А самое главное - в джиперское движение приходит все больше и больше людей, "больных" (в хорошем смысле этого слова) техникой, природой и духом авантюризма. Ведь чем еще объяснишь, что такие люди, как Андрей Наволоцкий, Сергей Звездный, Максим Котес и многие другие сутками не вылазят из гаражей, пытаясь довести своих "железных коней" до совершенства?
В заключение хотелось бы еще раз поблагодарить тех людей и организации, без которых это мероприятие просто бы не состоялось. Это Андрей Герасимович, Геннадий Измер, Василий Киселев, Сергей Шкель, Александр Бодров, Евгений Селиверстов, Максим Котес, а также Белорусский Клуб 4х4, Минский клуб "Внедорожник", Белорусскую общественную организацию "Республика без наркотиков", спонсора АО "Избушка" и "Автогазету" за освещение мероприятия.
Результаты соревнований можно посмотреть в таблице, а всех обладателей внедорожников, желающих принять участие в соревнованиях, или просто тех, кому это интересно, приглашаем на следующие мероприятия. Когда? Следите за рекламой...

Олег Юшкевич
Фотографии предоставлены Геннадием Измером и Александром Асаенком

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 26 июня  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4