Джип-триал "Заславль 2000"
Что можно сделать на внедорожнике за полдня триала? Разбить кардан, оторвать
бампер, погнуть защиту, разбить пластиковую обвеску кузова, залить электрооборудование,
а под конец застрять у всех на виду в грязевой луже. Да так, что из машины
не выйти. У большинства нормальных людей увиденное на соревнованиях вызывает
один жест - кручение пальцем у виска. Это притом, что за минуту до жеста
они орали как резаные и совались под заляпанные грязью колеса, пренебрегая
окриками судей. Короче, весенний этап белорусского джип-триала состоялся
и, безусловно, удался. Список повреждений, который я привел в начале статьи,
не следует принимать слишком близко к сердцу, поскольку каждое относится
к отдельному автомобилю, и все подлежат ремонту. Ну, или почти все.
Для тех, кто впервые слышит о Белорусском Клубе 4х4, о джип-триалах и
о внедорожных соревнованиях, приведу несколько выдержек из регламента,
которые могут пролить свет на события, происходившие в Заславском карьере.
Требования к автомобилям участников
К
участию допускаются любые легковые автомобили серийного производства,
входящие в категорию "В" белорусской классификации, с колесной
формулой 4х4, соответствующие ПДД, независимо от объема двигателя.
Обязательным является наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака
аварийной остановки.
Медицинская аптечка и огнетушитель должны располагаться в легкодоступном
месте.
Автомобиль должен иметь буксировочные проушины спереди и сзади.
Таким образом, если у вас есть 4х4, не важно какой, УАЗ или Hummer, в
котором есть аптечка и буксировочные проушины, - милости просим. Впрочем,
на трассе вы сами быстро поймете, чего вам не хватает для нормального
движения по бездорожью. И, поверьте, мощность двигателя и марка автомобиля
тут не самое главное. Как метко заметил победитель триала Андрей Щербинский,
комментируя застревание одного из участников: "Резина и дорожный
просвет должны быть нормальные, может, тогда и проехал бы!". Следовало
бы добавить "и голова", хотя наилучшей проходимостью, безусловно,
обладают внедорожники подготовленные, со специальными покрышками, с увеличенным
дорожным просветом и должной защитой агрегатов.
Триал, в отличие от, скажем, трофи или ралли, проводится на специально
подготовленной и сравнительно небольшой площадке. Организаторы выискивают
такие места по всем окрестностям Минска, особое внимание обращая на карьеры
и прочие "буераки". Эти территории, как правило, уже сами собой
представляют цепь труднопреодолимых препятствий. Но джиперам этого мало.
Трасса размечается вешками и "волчатником" (полосатой лентой)
так, чтобы машины проходили по самым сложным местам, по совершенно безумной
траектории, где порой и пешим ходом не пройдешь. Кроме того, частенько
к естественным добавляются, так сказать, искусственные препятствия. Например,
бревна, мостки, "качели" и куча всего совсем уж непроходимого.
К счастью, на сей раз то ли времени не хватало, то ли увиденного в карьере
показалось достаточно, но участникам пришлось бороться лишь с "природными
явлениями" да со следами деятельности человека в виде откосов, канав
и ям с грязью. Обратимся к регламенту снова.
Движение по трассе джип-триала
Трасса джип-триала состоит из нескольких коротких Специальных Участков
(СУ) с естественными и искусственными препятствиями в виде горок, грязи,
песка.
Сложность СУ увеличивается в порядке возрастания номера.
Старт на каждом СУ осуществляется по команде судьи.
Участник, закончивший выполнение одного СУ, сразу двигается в предстартовую
зону следующего СУ.
Участник, находящийся в предстартовой зоне, в случае необходимости обязан
оказать посильную помощь предыдущему участнику, который испытывает трудности
в преодолении СУ. Помощь оказывается по разрешению судьи.
Начало
трассы было проложено по хитрой траектории между тремя песчаными холмами.
Требовалось трижды проехать между ними, чтобы заработать 100 очков. Упражнение
не хитрое и затруднений не вызвало, кажется, не у кого. Затяжной подъем
с элементами змейки покрытый скользкой после дождя травой заставил владельцев
машин с шоссейной резиной слегка напрячься и активно поработать педалью
газа "с участием" пониженного ряда передач. За подъемом, как
водится, пошел спуск. Тут важно было не пропустить момент, с которого
следует начинать разгон для следующего препятствия. Проблема была в том,
что после первых двух-трех машин сырой песок стал неприятным сюрпризом
для тех, кто пытался преодолеть ложбинку между холмами "внатяг".
На песчаном отрезке лучше всего чувствовали себя легкие Нивы и внедорожники
с достаточно широкими колесами "пустынных размеров". На переломе
холма, за которым красовалась полутораметровая яма с песчаными склонами,
застрять удалось почти всем, кто шел в первой пятерке. После края колесами
раскатали, яму бамперами и мостами сравняли и СУ4 перестал быть сложным.
СУ5 стал "рубиконом" перешли который не все. Иные решили отказаться
от борьбы, потерять 20 (всего-то) очков, но не застрять как другие рискуя
повредить машину. Канавы с непременным диагональным вывешиванием были
тяжелы лишь для первых участников. После того как мощные машины буквально
порвали непрочный верхний слой грунта, сгладив, таким образом, крутизну
склонов и присыпав канавы, участники стали проходить специальный участок
поживее, демонстрируя задранные колеса и максимальные ходы подвесок.
Если вы думаете, что это все, то жестоко ошибаетесь. Просто проехать
трассу быстрее всех мало, надо еще не набрать штрафных очков. Порой именно
из-за них возникают самые горячие споры с судьями. Регламент составлен
так, что если "ломиться" напрямую, сбивая все вешки на своем
пути, то все равно в победители не выбьешься, - подведет пенализация.
Этим неприятным на слух термином назвали все, что с вами будет, если вы
что-то сделаете неправильно. А под "неправильно" понимается:
касание (наклон, сбивание) ограничителя (палки с тряпочкой на верху) кузовом
автомобиля, колесом. Не менее "страшен" задний ход или любое
вращение колес назад; заглохший двигатель, а также опоздание на старт
без предупреждения. За все и по отдельности выписываются штрафы, отнимающие
очки за успешное преодоления препятствия.
Из всего списка штрафов не воспользовались, пожалуй, только последним
пунктом - на старт никто не опаздывал. К счастью для некоторых, помощь
на сей раз не наказывалась, иначе результаты были бы куда хуже. И, наконец,
самые главные пункты Регламента:
Победители соревнований определяются путем суммирования всех очков, набранных
при прохождении СУ.
Экипажи, занявшие призовые места, награждаются памятными и ценными призами.
Все остальные участники награждаются памятными дипломами.
На старт вышло 14 экипажей. Если рассматривать участников по маркам машин,
то собрался настоящий "цвет внедорожников": четыре Nissan, три
УАЗа, две "Нивы", Toyota Landcruiser, Range Rover, Isuzu Trooper,
Hyundai Galloper II и по-прежнему экзотичный Jeep Sahra. Кажется, никого
не забыл. Приехали ребята из минского клуба "Классик Жук", представители
прессы и телевидения. Вереница необычных машин привлекла внимание
местных жителей, которые быстро составили самую шумную компанию болельщиков.
Камнем преткновения почти для всех участников стал СУ5 -- другими словами,
яма с водой. В некоторых местах ее глубина была под метр. Но трудность
препятствия заключалась не в этом, а в крутых, почти вертикальных, съезде
и выезде. Кто-то утыкался в дно бампером, кто-то повисал на раме, уже
почти выбравшись из ямы. Коварными оказались песчаные склоны и канавы
с диагональным вывешиванием. Вот тут и проявились особенности той или
иной машины. Большие пятидверные внедорожники с мощными моторами и опытными
водителями порой пасовали перед легкими и короткобазными "НИВАми"
и УАЗми. После таких соревнований понимаешь, почему европейцы на триалы
готовят Suzuki Samurai, удаляя из него все лишнее и ставя на колеса по
30 с лишним дюймов. Зато у "длиннобазников" будет возможность
показать, на что они способны в предстоящем июньском трофи. Некоторые
препятствия преодолел только один участник - Андрей Щербинский. Его Toyota
является одним из самых подготовленных внедорожников. Не так давно он
"увенчал" свою машину толстенной трубой-отбойником вместо хилого
штатного бампера и мощной лебедкой, которая не раз выручала других участников
триала. На СУ6, где многие не могли въехать и на двадцать метров вверх,
Андрей просто вскарабкался на вершину горки и выехал с другой стороны.
То же самое произошло с "грязевой ванной". Не слишком торопясь,
красно-белый Landcruiser дважды, для убедительности, прошлепал по глинистой
жиже и мирно застыл в сторонке. Его успех повторили не многие. Так что
первое место Андрей заслужил вполне, как, впрочем, и остальные участники
-- свои позиции в финишном табеле.
Юрий ЗИМИН
КОРВЕТ No 5, 2000 г.
|