Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

Джип-триал "Заславль 2000"

Что можно сделать на внедорожнике за полдня триала? Разбить кардан, оторвать бампер, погнуть защиту, разбить пластиковую обвеску кузова, залить электрооборудование, а под конец застрять у всех на виду в грязевой луже. Да так, что из машины не выйти. У большинства нормальных людей увиденное на соревнованиях вызывает один жест - кручение пальцем у виска. Это притом, что за минуту до жеста они орали как резаные и совались под заляпанные грязью колеса, пренебрегая окриками судей. Короче, весенний этап белорусского джип-триала состоялся и, безусловно, удался. Список повреждений, который я привел в начале статьи, не следует принимать слишком близко к сердцу, поскольку каждое относится к отдельному автомобилю, и все подлежат ремонту. Ну, или почти все.

Для тех, кто впервые слышит о Белорусском Клубе 4х4, о джип-триалах и о внедорожных соревнованиях, приведу несколько выдержек из регламента, которые могут пролить свет на события, происходившие в Заславском карьере.

Требования к автомобилям участников

К участию допускаются любые легковые автомобили серийного производства, входящие в категорию "В" белорусской классификации, с колесной формулой 4х4, соответствующие ПДД, независимо от объема двигателя.
Обязательным является наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.
Медицинская аптечка и огнетушитель должны располагаться в легкодоступном месте.
Автомобиль должен иметь буксировочные проушины спереди и сзади.

Таким образом, если у вас есть 4х4, не важно какой, УАЗ или Hummer, в котором есть аптечка и буксировочные проушины, - милости просим. Впрочем, на трассе вы сами быстро поймете, чего вам не хватает для нормального движения по бездорожью. И, поверьте, мощность двигателя и марка автомобиля тут не самое главное. Как метко заметил победитель триала Андрей Щербинский, комментируя застревание одного из участников: "Резина и дорожный просвет должны быть нормальные, может, тогда и проехал бы!". Следовало бы добавить "и голова", хотя наилучшей проходимостью, безусловно, обладают внедорожники подготовленные, со специальными покрышками, с увеличенным дорожным просветом и должной защитой агрегатов.

Триал, в отличие от, скажем, трофи или ралли, проводится на специально подготовленной и сравнительно небольшой площадке. Организаторы выискивают такие места по всем окрестностям Минска, особое внимание обращая на карьеры и прочие "буераки". Эти территории, как правило, уже сами собой представляют цепь труднопреодолимых препятствий. Но джиперам этого мало. Трасса размечается вешками и "волчатником" (полосатой лентой) так, чтобы машины проходили по самым сложным местам, по совершенно безумной траектории, где порой и пешим ходом не пройдешь. Кроме того, частенько к естественным добавляются, так сказать, искусственные препятствия. Например, бревна, мостки, "качели" и куча всего совсем уж непроходимого. К счастью, на сей раз то ли времени не хватало, то ли увиденного в карьере показалось достаточно, но участникам пришлось бороться лишь с "природными явлениями" да со следами деятельности человека в виде откосов, канав и ям с грязью. Обратимся к регламенту снова.

Движение по трассе джип-триала

Трасса джип-триала состоит из нескольких коротких Специальных Участков (СУ) с естественными и искусственными препятствиями в виде горок, грязи, песка.
Сложность СУ увеличивается в порядке возрастания номера.
Старт на каждом СУ осуществляется по команде судьи.
Участник, закончивший выполнение одного СУ, сразу двигается в предстартовую зону следующего СУ.
Участник, находящийся в предстартовой зоне, в случае необходимости обязан оказать посильную помощь предыдущему участнику, который испытывает трудности в преодолении СУ. Помощь оказывается по разрешению судьи.

Начало трассы было проложено по хитрой траектории между тремя песчаными холмами. Требовалось трижды проехать между ними, чтобы заработать 100 очков. Упражнение не хитрое и затруднений не вызвало, кажется, не у кого. Затяжной подъем с элементами змейки покрытый скользкой после дождя травой заставил владельцев машин с шоссейной резиной слегка напрячься и активно поработать педалью газа "с участием" пониженного ряда передач. За подъемом, как водится, пошел спуск. Тут важно было не пропустить момент, с которого следует начинать разгон для следующего препятствия. Проблема была в том, что после первых двух-трех машин сырой песок стал неприятным сюрпризом для тех, кто пытался преодолеть ложбинку между холмами "внатяг". На песчаном отрезке лучше всего чувствовали себя легкие Нивы и внедорожники с достаточно широкими колесами "пустынных размеров". На переломе холма, за которым красовалась полутораметровая яма с песчаными склонами, застрять удалось почти всем, кто шел в первой пятерке. После края колесами раскатали, яму бамперами и мостами сравняли и СУ4 перестал быть сложным. СУ5 стал "рубиконом" перешли который не все. Иные решили отказаться от борьбы, потерять 20 (всего-то) очков, но не застрять как другие рискуя повредить машину. Канавы с непременным диагональным вывешиванием были тяжелы лишь для первых участников. После того как мощные машины буквально порвали непрочный верхний слой грунта, сгладив, таким образом, крутизну склонов и присыпав канавы, участники стали проходить специальный участок поживее, демонстрируя задранные колеса и максимальные ходы подвесок.

Если вы думаете, что это все, то жестоко ошибаетесь. Просто проехать трассу быстрее всех мало, надо еще не набрать штрафных очков. Порой именно из-за них возникают самые горячие споры с судьями. Регламент составлен так, что если "ломиться" напрямую, сбивая все вешки на своем пути, то все равно в победители не выбьешься, - подведет пенализация. Этим неприятным на слух термином назвали все, что с вами будет, если вы что-то сделаете неправильно. А под "неправильно" понимается: касание (наклон, сбивание) ограничителя (палки с тряпочкой на верху) кузовом автомобиля, колесом. Не менее "страшен" задний ход или любое вращение колес назад; заглохший двигатель, а также опоздание на старт без предупреждения. За все и по отдельности выписываются штрафы, отнимающие очки за успешное преодоления препятствия.

Из всего списка штрафов не воспользовались, пожалуй, только последним пунктом - на старт никто не опаздывал. К счастью для некоторых, помощь на сей раз не наказывалась, иначе результаты были бы куда хуже. И, наконец, самые главные пункты Регламента:

Победители соревнований определяются путем суммирования всех очков, набранных при прохождении СУ.
Экипажи, занявшие призовые места, награждаются памятными и ценными призами. Все остальные участники награждаются памятными дипломами.

На старт вышло 14 экипажей. Если рассматривать участников по маркам машин, то собрался настоящий "цвет внедорожников": четыре Nissan, три УАЗа, две "Нивы", Toyota Landcruiser, Range Rover, Isuzu Trooper, Hyundai Galloper II и по-прежнему экзотичный Jeep Sahra. Кажется, никого не забыл. Приехали ребята из минского клуба "Классик Жук", представители прессы и телевидения. Вереница необычных машин привлекла внимание местных жителей, которые быстро составили самую шумную компанию болельщиков.

Камнем преткновения почти для всех участников стал СУ5 -- другими словами, яма с водой. В некоторых местах ее глубина была под метр. Но трудность препятствия заключалась не в этом, а в крутых, почти вертикальных, съезде и выезде. Кто-то утыкался в дно бампером, кто-то повисал на раме, уже почти выбравшись из ямы. Коварными оказались песчаные склоны и канавы с диагональным вывешиванием. Вот тут и проявились особенности той или иной машины. Большие пятидверные внедорожники с мощными моторами и опытными водителями порой пасовали перед легкими и короткобазными "НИВАми" и УАЗми. После таких соревнований понимаешь, почему европейцы на триалы готовят Suzuki Samurai, удаляя из него все лишнее и ставя на колеса по 30 с лишним дюймов. Зато у "длиннобазников" будет возможность показать, на что они способны в предстоящем июньском трофи. Некоторые препятствия преодолел только один участник - Андрей Щербинский. Его Toyota является одним из самых подготовленных внедорожников. Не так давно он "увенчал" свою машину толстенной трубой-отбойником вместо хилого штатного бампера и мощной лебедкой, которая не раз выручала других участников триала. На СУ6, где многие не могли въехать и на двадцать метров вверх, Андрей просто вскарабкался на вершину горки и выехал с другой стороны. То же самое произошло с "грязевой ванной". Не слишком торопясь, красно-белый Landcruiser дважды, для убедительности, прошлепал по глинистой жиже и мирно застыл в сторонке. Его успех повторили не многие. Так что первое место Андрей заслужил вполне, как, впрочем, и остальные участники -- свои позиции в финишном табеле.

Юрий ЗИМИН
КОРВЕТ No 5, 2000 г.

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 29 марта  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4