Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

ШЕСТЬ ДНЕЙ И СЕМЬ НОЧЕЙ С ЛАДОГОЙ И "BOCHKAREV"

Самое значительное внедорожное приключение этого года - большое трофи "Бочкарев" - поставило столь же большой вопрос о сути подобных мероприятий, но было очень интересным, хоть и не для всех. Почти полторы тысячи километров по изумительным по красоте местам, из них две сотни - по тяжелому бездорожью. Спецучастки максимальной категории сложности, истинный team-spirit, настоящая усталость в сочетании с абсолютной решимостью - такой коктейль остается в сердце надолго, если не навсегда.
"Позвольте, почему шесть дней? - спросит, увидев заглавие, продвинутый джипер-теоретик, читающий автомобильную прессу от корки до корки и живущий в АвтоИнтернете. - Было же девять: с 3 по 11 июня". А второй по популярности вопрос, который мне задавали друзья и коллеги: "Пива-то хоть на халяву напился? "Бочкарев" же трофи!". Отвечаю всем и сразу - пиво пил за свои и чаще не "Бочкарев", а дней стало на три меньше, потому что, когда не спишь ночами, особенно белыми, то и три дня могут превратиться в один.
Маршрут трофи проходил вокруг Ладожского озера, за что и был назван "Ладога трофи". Нынешнее наименование оставим на совести организаторов, поскольку для участников оно так и осталось "Ладогой". Из Беларуси на соревнования приехало четыре экипажа: три из Минска и один из Витебска. Наш состоял из командира и первого пилота Олега Лосьмакова, второго пилота и механика Сергея Врублевского, а также вашего покорного слуги в роли штурмана и немного боцмана. Необходимо сразу сказать, что если бы мы, белорусские экипажи, пошли командой, а такая возможность предоставлялась регламентом, то в командном же зачете наверняка заняли бы первое место. Однако личные мотивы и технические сложности не позволили сделать это. В Петербург к регистрации мы прибыли под самый финал, едва успев пройти комиссии и получить причитающиеся нам пакеты с документацией, номерами, рекламой и картами. Пока то да се, пока прилепили наклейки, тут подтянули, там подмотали, поставили шноркель, настала почти белая ночь. Короче, мы так и заночевали у самого берега Финского залива: кто на крыше машины, кто в салоне.
Пробуждение, понимание, что забыли перевести часы на российское время, а потому опаздываем, суматошные сборы, какой-то завтрак, приезд на подиум и собственно старт слились в одну, мелькающую, как кинолента, картинку. Со стартового подиума мы отправились сразу на СУ1. Группы, которыми шел "рейд", подбирались жеребьевкой, потом перед стартом этапа перебирались и уже прямо перед СУ вновь собирались, но уже в ином составе. Долго ли, коротко ли, а город закончился, шоссе тоже, а там проселки, и вот оно - первое препятствие. Сделаю небольшое отступление для тех, кто не часто читает материалы про 4х4. Участники мероприятий, подобных "Ладоге", делятся на категории: "спорт" - в которой идут индивидуально на время, "рейд" - группами и на очки, выставляемые по "Гамбургскому счету", и "туризм" - тоже группами, но без оценок и иногда по чуть менее сложной трассе. На "Бочкарев" приехали еще и мотоциклисты, отчаянные люди, порой по частям переносившие своих "коней" через препятствия. "Спорт" стартует первым, потом - "рейд", потом - остальные.
Первый день гонки и первый участок оказались довольно трудными. Очень немногим удалось с ходу форсировать болото и ручей, кто-то поломался, кое-кто сразу отказался от дальнейшей борьбы, ощутив на собственной шкуре, что не готов. Так или иначе, а наша группа в полном составе добралась до СУ2. Если бы мы знали, что нас ждет впереди, если бы внимательнее читали регламент, то, возможно, все прошло бы намного проще. Тут еще оказалось, что в одной машине из нашей группы лебедка ручная, а у второй - электрическая, которая сгорела в первом болоте. А впереди - участок с 11-й категорией сложности. Полагаю, что 12-я - это отвесная стена в полкилометра высотой или собственно Ладога, то есть нечто абсолютно непроходимое.
Главным препятствием СУ2 стало огромное болото, местами со старой гатью, которая только мешала, и открытым участком в 250 метров. Звучит все это довольно буднично, но на деле представляет собой серьезнейшее испытание для машин, оборудования и нервов экипажей. Открытый участок назывался открытым по той простой причине, что там не росло ни одного дерева, которое можно было бы использовать в качестве якоря для лебедки, а ехать просто так машины были не в состоянии. Болото, знаете ли. Мы начали строить гать и, подкладывая сэнд-траки, пробиваться вперед. Двигались по несколько метров в час, так что и закат, и рассвет встретили в этом же самом болоте. Наконец зацепились лебедкой за ближайшую сосну и вытянулись на сухое.
Поплутав немного, повоевав с колеей, канавами и лужами, подобрались к точке, обозначенной как финиш спецучастка. На последних нескольких сотнях метров то тут, то там попадаются брошенные машины - многие сломались и пошли на финиш за техничками пешком. Измотанные, голодные, искусанные комарами джиперы начинают тихо и в голос роптать на организаторов за то, что они устроили такую засаду на первый день. Никто даже "вкататься" не успел, а уже поломки, отчаяние, злость. Контрольное время кончилось, и теоретически нас должны пенализировать вплоть до снятия с маршрута. Представляете, какое у всех было настроение? Однако делать нечего, ползем вперед, попеременно вытаскивая машины без лебедок. Встреченные по пути ребята из Прибалтики, которые шли обратно к своей оставленной машине, рассказали, что финишировали только две или три группы из рейда, мол, остальные еще на СУ. Это нас немного подзадорило - есть шанс остаться в зачете, тем более что время финиша и старта следующего этапа продлено на два часа.
После точки финиша, на которой уже никого не было, дорога не становится проще. Снова колея и грязь, а под конец мы просто-таки утыкаемся в огромную лужу, почти озеро, в глубине которой теряются следы машин. Пока мы переползали через нее, перетаскивали наших "раненых" товарищей, подошли еще несколько групп, а впереди уже был слышен рев моторов эвакуаторов. Мы не развалили группу, не бросили своих в лесу, а решили отказаться от эвакуации и сами пробиваться вперед. Как нам объяснили, невыход на СУ никак не наказывается, а только не добавляет очки. Одну машину взяли на буксир, поскольку она больше застревала, чем ехала, остальные пошли сами. Как мы выбрались на нормальную дорогу, помню плохо - заснул, каюсь.
Когда после 150-километрового перегона мы приехали в лагерь, были уже сумерки. Пропустив этапы второго дня, мы успели хоть немного отдохнуть и подготовиться к следующим испытаниям. Таким образом, день первый для нас плавно перетек в день третий, который начался с приключений прямо на выезде из лагеря. Сложенный из бревен мост "собрал" кто-то из спортсменов, и перед переправой образовалась пробка из желающих успеть на старт СУ5, мы - в их числе. На самом старте ввиду неразберихи группы вновь перетасовали. В легенде напротив СУ5 стояла приписка "брод 1,4 метра". Вот так - из болота да в брод. Надо добавить, что в этот день на старт вышли далеко не все, кто стартовал в первый день: 36 из 52 спортсменов и 23 из 40 рейдовиков. Трудным выдалось начало.
После того что было в начале пути до брода, остальное показалось детской прогулкой, хотя неприятные моменты все же были. Для нас ими оказались каменистые россыпи. В Беларуси таких мест нет, поэтому опыта практического тоже нет. Сказать, что мы спасовали, так опять нет! Сперва только побегали, поорали друг на друга, руками помахали, а после ничего - шустренько так пробирались, даже обогнали некоторых. Постепенно осмелели достаточно, чтобы не тащиться по колее, уткнувшись в колонну впереди идущих, а выбирать свои пути, обгоняя застрявших.
Когда подошли к броду, то увидели безрадостную, особенно для нас, картину. В воде стояли, как огромные железные бегемоты, зарывшиеся в ил по спину, "Рэйнджи", разматывая лебедки. Почему-то именно Range Rover показали себя в броду с худшей стороны. По-моему, только мы и прошли препятствие своим ходом, остальных пришлось вытаскивать. Ничего, вытащили, просушили намоченные провода, продули цилиндры и поехали дальше. Но не далеко, колея захватила в свои цепкие объятия сразу три группы рейда и кого-то из спортсменов. Пришлось объехать их "по сухому". Странно все-таки, чего они все в грязь суются - вот же рядом почти асфальт. В результате прошли мы этот спецучасток, всего один раз размотав лебедку, когда сели на бревно в самом начале этапа. Дорога от финиша СУ до лагеря могла бы стать еще одним спецучастком, но опытным джиперам с подготовленными как следует машинами она не доставила особых хлопот.
Четвертый день состоял в основном из перегона вокруг северного побережья Ладожского озера на восточный берег. К старту этапа успеваем чудом, после идем легко и непринужденно, взяв за правило искать собственный путь, а не ломиться за всеми. В этот день начались наши технические проблемы, которые переросли в достаточно серьезные. Тем не менее, преодолев препятствия, на которые многие тратили часы, буквально за минуты, мы успели еще пару раз поковыряться в моторе и попасть на финиш вовремя и в составе группы. На перегоне между этапами всех ждал традиционный для Ладожского трофи водопад. Удивительное по красоте место: бурая вода с ревом падает вниз с многометровой высоты, фейерверк брызг, тысячи маленьких радуг и тучи комаров. Описывать словами увиденное бесполезно. Красота природы - сильная сторона "Ладога трофи". Такие виды и места, которые мы встретили за время прохождения маршрута, найдутся не в каждом проспекте самого "Томаса Кука".
Финал этого дня оказался и вовсе фантастическим. Спецучасток с многообещающим наименованием "Малое офф-роудное кольцо" оказался не столько сложным, сколько чрезвычайно интересным и разнообразным. Почти все возможные препятствия собрались вокруг тихого лесного озера, берега которого испещрены окопами прошедшей войны. Подготовленным машинам "кольцо" пришлось вполне по вкусу и по зубам, а вот "туристы", которые ехали следом, повозились в некоторых местах о-го-го как.
Маршрут пятого дня не представлял бы больших трудностей, если бы не наши технические проблемы. Начинался день просто - выскочившая из чашки пружина прорезала колесо. Перебортировали "запаску" и поехали дальше: дело-то, только вот колесо жалко. Стартовали бодро, но машина стала все хуже и хуже заводиться, потом совсем встала. Решили разобраться, в чем дело. Сняли стартер, поменяли пружину щетки, а времени ставить уже не остается, завелись с троса, благо в группе были наши ребята из минского клуба, поехали. Вдруг запел выжимной. Пел-пел, да и затих прямо перед мостиком из пары бревен. Мы было расслабились, а зря. Сцепление пропало прямо на мосту. Ничего, тронулись опять с троса и прямо на веревке, но своим ходом пошли дальше. Так и финишировали - без стартера, без сцепления и, можно сказать, без колеса. О выравнивании рулевой тяги, типичном занятии владельцев Range Rover на бездорожье, я уже и не упоминаю. Как говорится, "настроение бодрое, идем ко дну"! Несколько утешало то, что на следующий день намечена была дневка, да и ночь впереди, вот только до лагеря еще километров двести пятьдесят, и выжимной на Range Rover в ближайшем сельпо вряд ли продается.
Подшипник мы нашли, заменили, стартер поставили, немного даже поспали. В это время остальные участники поехали смотреть пляжную и дюнную гонки. Обе они стали традиционными для "Ладоги" и хорошим шансом выделиться для тех, кому не очень везло в болотах. Собственно, пляжная гонка ничего особенного из себя не представляла: машины ехали на время по пляжу и по кромке воды до вешки, а потом возвращались назад. Другое дело - дюнная гонка. Там было на что посмотреть и себя показать. Мощность мотора и степень подготовленности машины не были решающими факторами. Главное - точный расчет скорости, навыки пилота, в какой-то степени - масса внедорожника и уж точно - умение балансировать на грани азарта и хладнокровия.
Болота и прочие мелочи последних этапов уже не были чем-то неожиданным: все-таки неделя интенсивнейших, если можно так сказать, тренировок дает о себе знать, так же как и опустошающая усталость, сглаживающая эмоции и впечатления. Причем усталость не столько физическая, сколько моральная. Дух трофи, знаменитый "тим-спирит", то, что зовется джиперским братством, тусовкой, стал вдруг трещать по швам и рассыпаться, больно раня осколками. Трудно сказать, что послужило причиной - система подсчета очков, откровенно бестолковый в некоторых местах регламент и неразбериха в стане организаторов, а может, несоответствие поведения некоторых экипажей тому самому духу трофи, когда все делается напоказ, а за спиной поливается грязью все и вся. Не хочу вспоминать плохое, потому что это не главное. Главное - что мы сделали это, сделали, несмотря на технические, организационные и прочие проблемы, что не сдались, как многие другие, нашли силы дойти до финиша и занять неплохое, кстати, место.
Наши соотечественники выступили еще лучше. Экипаж на "буханке" УАЗ 39629 в составе Николая Гриба, Василия Киселева и Виктора Баркова из Минска занял второе место, не дотянув до первого всего ничего, а экипаж из Витебска на Toyota LC LJ70 - Андрей Скоморохов и Андрей Крень - соответственно третье. Если так дело пойдет, глядишь - наши белорусы все три призовых места займут скоро. Интересующимся скромно доложу, что мы тоже вошли в первую десятку.

Игорь НАДИН
КОРВЕТ No 9, 2001 г.

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 26 апреля  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4