Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

Лучшая дорога в моей жизни.

Вазьмiце лепш лодку,
у нас усе туды на лодках ездюць...

Джиперство - увлечение, понятное не многим. Невозможно рассказать на словах, как можно получать удовольствие от ковыряния в грязи, плавания в ледяной воде, если, к тому же, это связано с изрядными расходами на ремонт техники. Однако не спешите ставить на джиперах клеймо, мол, ненормальные и все тут. Посмотрите вокруг. Почему альпинисты, рискуя жизнью, лезут в горы? Почему яхтсмены в одиночку пересекают океаны? Зачем полярники отправляются в лыжные походы на Крайний Север? Сидя в кресле, этого не понять. Единственный способ разобраться - попробовать самому. Возможно, все дело в необычайном удовольствии, которое получает человек, преодолевая трудности, возможно, в чем -то еще. Те, кто не смог ощутить этого, рискуют пропустить в своей жизни одну из лучших ее сторон.
Уже несколько лет мы проводили все свободные выходные, изучая леса в окрестностях Минска. Все началось с желания найти действительно настоящее бездорожье. Глухомань, где передвижение из точки А в точку Б без настоящего внедорожника было бы невозможно. Однако все леса вблизи Минска изрезаны дорогами, и если труднопроходима одна из них, всегда найдется другая, по которой проедут и "Жигули". В поисках настоящего бездорожья надо было снаряжать специальную экспедицию, ехать за много километров, на несколько дней.
Зеленое пятно на карте, между трассой Минск - Брест и поселком Телеханы, не раз привлекало наше внимание. Это относительно большой кусок местности, где отсутствуют населенные пункты. Девственный лес, не прорезанный ни асфальтовыми, ни грунтовыми дорогами, представляет собой треугольник с размером стороны примерно 40 км. Конечно, это немного, по сравнению с бескрайним бездорожьем России. Но попробуйте-ка пересечь такой лес пешком. За день не справиться! Местность обозначена как болотистая, при внимательном изучении карты обнаруживаются зимники (сезонные дороги, проходимые только зимой, когда болота схватывает мороз). Радиационное заражение отсутствует - это приятно. В общем, настоящий джиперский рай.

Комары и водка.
Наконец, мечта осуществилась. 9 мая 2002 года коллектив, объединенный общей идеей, проверенный в бесчисленных вылазках, двинулся по Брестскому шоссе на двух подготовленных монстрах. Наша задача - разыскать обозначенные на карте зимники и попробовать пройти их на наших джипах. Зимник считается непроходимым в теплое время года. Но это для грузовика. У джипа удельное давление на грунт значительно ниже, наши машины оборудованы мощными лебедками, и, конечно, мы готовы применить ради достижения нашей цели нечеловеческие (джиперские) усилия. Так что мы вполне имеем право рассчитывать на успех.
Вот мы и на месте, пытаемся подробно изучить карту, разложив ее на капоте. Первое что мешает осуществлению планов, - полчища оводов и комаров. Местность болотистая - этим тварям самое раздолье. Жрут так, что трудно устоять на месте. Противомоскитные сетки помогают слабо. От них только становится нестерпимо жарко, а насекомые все равно умудряются находить незащищенные места. Лишь Олег относится к этому философски, говорит - организм должен привыкнуть, тогда будет легче. День проходит в безуспешных попытках найти зимник. Основная лесная дорога, соединяющая деревни, тщательно огибает низины и проходима совершенно легко. Любые отвороты с нее заканчиваются либо стеной леса, либо непроходимой топью. Стемнело, но результата нет. Становимся лагерем. Ночь, треск костра, писк комаров, песни под гитару. Кто-то малодушно прячется от комаров в палатке (признаюсь, я был среди этой части). Другие, отважные, борются с комарами при помощи водки и стараются так усердно, что утром наш отъезд затягивается. Водка была моя (Немиров, перцовка, контрабандно привезенная из Украины) и, видимо, по этой причине отважные именно мне высказали претензии о том, что если водки больше, чем бутылка на человека, то ОНА должна быть не перцовая, а обычная белая.

Там трахтары тонуць.
Меняем тактику поиска. Решаем искать вход на зимник с другого конца - со стороны озера. Там меньше отворотов, а значит, больше шансов на успех. Переезд до озера занимает 40 минут. У кромки воды встречаем представителя местного населения, преклонного возраста. Завязывается стандартная в таких случаях беседа.
- О хлопцы, якiя у вас машыны.
- А шо два маста?
- Да на iх пахаць можна!

Пытаемся воспользоваться случаем и разузнать что-либо про дорогу.
- Скажите, пожалуйста, есть ли дорога на тот берег?
- Там да вайны была вёска, была i дарога. Веску немцы спалiлi, па дарозе нiхто не ездзiу, потым - яна зарасла i зрабiлася непрахадзiмай. Цяпер там на месцы вёскi помнiк... Раней трахтары туды ездзiлi - сена вазiлi аттудава. Але гадоу пятнаццаць таму трахтар патануу i боле нiхто не ездзiць. I вы туды не едце - бо патонеце.
- О! Дедушка, нам как раз такая дорога и нужна! Покажите её, пожалуйста!
- Навошта вам гэта. Вы там не праедзеце. Там трахтары тонуць.
- Дедушка, понимаете, у нас такое развлечение - найти заброшенную дорогу и по ней проехать.
Дед (смотрит на нас круглыми от удивления глазами) Ну, калi вам так патрэбна на той бераг - вазьмiце лепш лодку, у нас усе туды на лодках ездзюць. З лодкi яшчэ рыбу лавiць можна. А па дарозе вы не праедзеце. Там трахтары тонуць...
Минут десять такого разговора не привели ни к чему. Дед держался как опытный партизан. Словами убедить его не получалось. Ничего, кроме " Вы там не праедзеце...трахтары тонуць...", добиться не удавалось. Когда терпение кончилось, а надежда умерла, решение неожиданно нашлось. Я перешел на "ты" и спросил: "Дед, выпить хочешь?" Дед без колебаний ответил - "Хачу". Тогда - сказал я - показывай, где дорога. Получишь пива. Дед смотрел на меня недоверчиво, но, когда я достал из багажника несколько бутылок, жестом показал нужное направление и засеменил впереди. Пройдя метров двести и раздвинув руками заросли, он указал на тропинку: " Во - гэта. Тут яна была".
Ура! Проехав метров триста, убеждаемся, что дедуля не обманул. Все признаки говорят о том, что эта тропинка когда-то была дорогой. Но осталось от нее немного. Теперь - это участки относительно твердой насыпи, скрытые болотом. Там, где под слоем зеленого дерна остатков дороги нет, машину ничто не держит. Очень скоро ошибаюсь с траекторией и узнаю, на сколько жидкое болото по краям нашей "дороги". Правая часть капота уходит ниже уровня земли. Сопротивления никакого, как будто я попытался съехать с берега в озеро. Под тонким слоем дерна лишь болотная жижа. Какая глубина до твердого дна - неизвестно. На возвращение машины на твердую почву уходит около часа. В таких ситуациях хорошо иметь лебедку сзади. Тогда можно вытащить машину по своему же следу. Но такой лебедки нет. Приходится налаживать систему блоков, ползая по пояс в болоте. С большим удовольствием замечаю, что, хотя летающих паразитов вокруг нас не меньше, чем вчера, они перестали быть чем-то обращающим на себя внимание. Либо организм уже акклиматизировался и выработал нужное противоядие, либо ощущение праздника настолько переполнило сознание, что для комаров не осталось места. Переодеваюсь в летне-болотную форму одежды. Штаны и куртку оставляю в машине, чтобы было хоть что-нибудь сухое на ночь. Кроссовки не снимаю, чтобы защитить ноги. Сверху оставляю майку, она тоже будет мокрая, но так меньше покусают, и хотя теперь это не беспокоит, лучше хоть как-то снизить количество укусов. Когда количество дряни, полученное с укусами, превышает какой-то предел, наступает химическое отравление организма. По всем ощущениям - головная боль, тошнота, температура напоминает сильное отравление водкой, но без опьянения. Однажды со мной такое уже было - болезнь неприятная и совершенно бесполезная.
Здесь нужно быть предельно аккуратным, чтобы не сломать машину. Не спускаю глаз с датчиков давления масла и температуры - индикаторов здоровья мотора. Ремонт в болоте - занятие малоприятное. Полбеды, если это небольшой ремонт типа замены рулевого наконечника или рессоры. Известны случаи, когда джиперы ремонтировали в болоте мосты, но если "умрет" двигатель, машина превратится в две тонны неподвижного железа. Вряд ли существует техника, которая в состоянии тащить за собой джип с неработающим мотором по такому болоту. Может быть, тягач-трелевщик на болотных гусеницах и справился бы с этой задачей. Но колесный трактор (то, что реально можно найти в этой местности) скорее всего не сможет даже приблизиться к поломавшейся машине. О том, что на таком грунте он сумеет развить усилие, достаточное чтобы тащить джип волоком, не приходится даже мечтать. Теперь понятно, что чувствуют альпинисты, взбираясь на пик. Если что-то сломается - не вернешься. Но какое удовольствие приносит каждый следующий шаг по направлению к цели!

Инопланетяне.
Темнеет. Дерн едва выдерживает давление колес, спущенных до 0,4. Медленно продвигаемся, подкладывая в топких местах сэнд-траки. На зеленом ковре остаются глубокие следы. Если вторая машина случайно попадает в колею первой, дерн не выдерживает, езда заканчивается и начинается разматывание троса. Как всегда в таких ситуациях почему-то кажется, что следующее препятствие - последнее. За ним будет легче и дорога станет такой, по которой можно ехать, не выходя из машины. Однако, как раз когда пройдено столько, что о том, чтобы двигаться назад, не хочется даже думать, дорога начинает ухудшаться. Дорогу пересекают ручьи, впадающие в озеро. Дно ручьев илистое, а берега крутые. Учитывая, что лебедку цеплять не за что, стараемся укреплять дно ручьев при помощи лозняка, в изобилии растущего рядом. Когда звуки бензопилы стихают, слышно пение соловьев. Взошедшая луна добавляет романтики. Так проходит почти вся ночь.
Вот, наконец, появляется твердая почва. Теперь наша дорога ограждена с двух сторон столетними деревьями. На душе легче, есть за что цеплять лебедку, но нужды в этом нет. Единственное препятствие - это выросший на дороге кустарник, который легко подминается бампером. На всякий случай, мало ли что может оказаться под колесами, впереди бежит штурман с фонариком. И не зря - наше движение останавливают три лежащих поперек дороги человеческих тела.
Проведя осмотр, убеждаемся, что тела, к счастью, живые, принадлежат местным рыбакам. Недалеко имеются остатки костра, пустые бутылки и лодка. Ребята как следует выпили и легли спать, не предполагая, что могут тут встретить еще кого- нибудь. Объехать рыбаков не представляется возможным. Справа - озеро, слева деревья в два обхвата. Приходится будить. Олег подходит к одному из них и трясет за плечи. Рыбак открывает глаза, садится, но больше не двигается и не произносит ни слова. Олег пытается ему объяснить:
- Понимаете, вы лежите на дороге, мы тут едем. Пожалуйста, дайте проехать и можете спать дальше.
Рыбак долго сидит без движения, потом трясет своих коллег за плечи и, когда те открывают глаза, сообщает им дрожащим голосом:
- Вася, Коля, допились! Тут инопланетяне!
Объяснить рыбакам происходящее стоило большого труда. Они были уверены, что находятся в непроходимом лесу, куда нет никакого другого пути, кроме водного. Конечно, свет фар из кустов мог быть только светом летающей тарелки, а голубоватый свет наших налобных светодиодных фонариков служил окончательным доказательством нашего неземного происхождения.
Когда страсти улеглись и рыбаки поверили в то, что мы добрые инопланетяне и ничего плохого им не сделаем, мы узнали, что самый тяжелый кусок у нас позади, дальше берег сухой и через километр находится сожженная деревня и памятник.
Три часа ночи. Позади одиннадцать часов ковыряния в болоте. Средняя скорость передвижения по внедорожному участку - двести семьдесят метров в час. Мы решили, что на сегодня достаточно и разбили лагерь недалеко от наших новых знакомых.

Вядо.
Когда взошло солнце, мы увидели, каким прекрасным могло бы быть это место, если бы не отпечаток войны на нем. Девственная природа, прозрачная вода, песчаный пляж, легкий ветерок с озера работают как лучшее в мире средство от насекомых. Когда видишь такую живописную картину, посещают мысли, что хорошо бы поселиться здесь в старости, позабыть городские заботы, наслаждаться видом из окна, купаться в озере, ловить рыбу, вести неспешную деревенскую жизнь. Однако следы событий, произошедших здесь много лет назад, быстро опускают нас на землю. Надпись на памятнике гласит: "Здесь немецкими захватчиками была сожжена деревня ВЯДО со всеми её жителями ". Отправляемся посмотреть туда, где были дома. Совесть не позволяет топтать эту землю колесами. Идем пешком. На останках деревни нет никакой растительности. Только голый песок и фрагменты костей на нем. Настроение становится траурным. Радует лишь то, что нам хватило сообразительности заночевать, не доезжая до этого места.

Куда ведет след мотоцикла?
Покинув пепелище и найдя место для стоянки, держим совет. У нас два варианта. Возвращаться назад по своим следам или поискать остатки другой дороги, ведущей сюда через лес. Даже если удастся найти эту лесную дорогу, неизвестно, в каком она состоянии, не закончится ли она тупиком в каком-нибудь непроходимом болоте. Но желание исследовать неизвестное выше желания возвращаться по собственным следам. Решаем, что из двух дней, оставшихся у нас в запасе, один можно потратить на поиски дороги. В случае неудачи у нас будут еще сутки, чтобы вернуться по пути, которым мы пришли. Берем радиостанции, разворачиваемся в цепь и отправляемся прочесывать лес. Вскоре обращаем внимание на то, что в лесу существует как бы коридор из больших деревьев, внутри которого растут деревья поменьше. Проводим исследование коридора сразу в оба направления. Действительно, это то, что когда-то было дорогой. Один конец коридора выходит на поляну недалеко от пепелища. Другой ведет в нужном нам направлении. Местами путь преграждают деревья толщиной сантиметров по десять. Вполне могли вырасти за такое время. Но ни одного дерева толще не встречается. Значит, это действительно дорога. При внимательном изучении обнаруживаем на земле следы мотоциклетных шин. Ура! Раз сюда приехал мотоцикл, значит, эта дорога куда-то выходит. Вперед, на встречу неизвестности!
Перед машинами идут ребята с бензопилой. В основном приходится расчищать проезд от упавших поперек деревьев. То, что выросло на дороге, объезжается или валится бампером. Лишь иногда приходится спиливать особо толстые деревья. По проходимости дорога на порядок легче той, что привела нас сюда. Иногда встречаются ручьи, приходится строить гать или пользоваться лебедкой. Но на такой дороге, в случае поломки, одна машина вполне сможет тащить другую за собой. Главное, чтобы дорога не кончилась тупиком. Через несколько часов мы выходим на твердую, со свежими УАЗовскими следами, лесную дорогу. Я падаю на землю и от радости целую ее. Мы на "живой" дороге, а значит, мы справились, мы вернулись!

Домой.
Вот и пройдена еще одна дорога. Немного грустно от того, что такое вряд ли повторится в будущем. Старые дороги часто оказываются слишком легко проходимыми или, наоборот, заканчиваются тупиком в виде болота или стены из леса. Найти подобный маршрут - на пределе проходимости, но все же не тупиковый - мечта и редкая удача.
Если вы настоящий джипер и ваша душа жаждет борьбы, отправляйтесь по этой дороге и преодолейте ее. Этот маршрут запомнится на всю жизнь. Однако, если вы не ездили никуда, кроме карьера, если ваш внедорожник способен передвигаться без поломок не дольше одного часа и обратный путь он обычно проделывает на лафете, если в вашем понимании джиперство - это борьба за очки любыми средствами - это не ваша дорога. Настоящее бездорожье не любит глупостей и подлых хитростей. Там нет судий, которых можно обмануть. Там нельзя объехать трудный участок. Там нет зрителей, которые оценят лихачество. А автомобиль, искалеченный гонками, придется чинить на месте, где он сломается, либо бросить до зимы. Лафет в болото подогнать не получится.

Where the road ends - life begins!

Приложения
Состав экипажей и список оборудования:
Юшкевич Олег Измер Геннадий Щербинский Андрей
Киселев Василий Альшевский Алексей Рудик Игорь

Toyota LandCruiser LJ73 1986 г.в. Лифтовка подвески 2", BF Goodrich Mud-Terrain T/A 35X12,5R15
Nissan Patrol K160 1986 г.в. Лифтовка 6" (путем перестановки рессор поверх осей), Mickey Thompson Baja Claw 35X13,5R15
Обе машины были оборудованы механическими лебедками, силовыми бамперами и шноркелями.
Кроме того, в машинах имелось и здорово нам пригодилось:
Сэнд-трак - 4шт.
Шакл - 4шт.
Блок лебедочный - 2шт.
Hi-Lift Jack - 2шт.
Лопата - 2шт.
Топор - 1шт.
Бензопила - 1шт
Набор инструментов - 1 комплект.
Фонарики - 4шт.
Палатка - 2 шт.
Спальники - 6 шт.
Примус - 2 шт.
Набор кастрюль и запас продуктов.
Бригада технической помощи, грузовики с запчастями, эвакуаторы, лафеты, группа по подносу чая и т.п. - не применялись.

Успехов в борьбе с бездорожьем!

Copyright ї Gennady V. Izmer 2005

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 29 марта  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4