Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

Сусанинское трофи.

Погода у нас в Беларуси, как известно, особым постоянством не отличалась никогда. Если сегодня на улице снег, то совсем не факт, что вы увидите его там и завтра. Особенно подобная ситуация характерна для времени, когда одна пора года сменяет другую. Именно в этот период наступает звездный час для обладателей внедорожников. Когда большинство гравийных дорог превращается в малопривлекательное месиво из нерастаявшего снега и грязи, лишь обладатели полноприводных машин могут позволить себе в полной мере насладиться приходом весны на лоне природы. Их машины с легкостью преодолевают те места, куда в здравом уме не сунется ни один обладатель легковушки, форсируют глубокие лужи и разлившиеся речушки, увозя водителя и пассажиров подальше от городской суеты и шума.

Само собой разумеется, пропустить подобный шанс в очередной раз побывать на природе и при этом насладиться возможностями своих автомобилей члены "Белорусского Клуба 4х4", всю зиму усердно упражнявшиеся в ориентировании на местности, просто не могли. По уже устоявшейся традиции они собрались 4 марта у главного входа в минский парк им.Горького. Несмотря на предупреждения организаторов относительно того, что предстоящее трофи будет на порядок сложнее всех предыдущих соревнований и в лучшем случае закончится лишь поздно вечером, количество желающих поучаствовать в данной авантюре превзошло все ожидания. Уже в 10 часов утра, когда большинство горожан еще нежилось в постелях, к месту сбора приехало 12 экипажей. Впрочем об экипажах в данном случае говорить не совсем корректно, так как практически в каждом из автомобилей помимо водителя и штурмана сидело еще по два-три человека.
Вдоволь наездившись по логойским лесам, белорусские джипперы по весне решили сменить место проведения своих мероприятий и в этот раз отправились в сторону Марьиной Горки. Леса вокруг данного населенного пункта большей частью растут на болотистой почве, которая как нельзя лучше подходит для джипперских соревнований.
Ввиду отсутствия собственного внедорожника мне пришлось добираться к месту событий на автомобиле одного из организаторов соревнований, который любезно согласился взять меня на борт своей "Тойоты-Лэнд Круизер 73".
За время, пока колонна внедорожников размеренно катилась в сторону Марьиной Горки, я узнал о том, что трасса, приготовленная для двух групп участников, еще за две недели до соревнований, когда на улице стоял небольшой морозец, была в некоторых местах почти непроходимой. Почти - это значит, что без электролебедки и специальных приспособлений ее попросту невозможно было пройти. В связи с этим она была разделена организаторами на два участка: один, попроще, для тех джипперов, чьи автомобили не были оборудованы спецсредствами самоэвакуации, второй, посложнее, для тех участников, чьи машины прошли дополнительную подготовку для езды по бездорожью. В группе Б, которой предстояло пройти трассу попроще, по замыслу организаторов победитель и призеры должны были определяться самими участниками, причем здесь львиная доля внимания уделялась не скорости прохождения трассы, а чувству взаимопомощи. Данная группа преодолевала трассу одной колонной, в которой каждый из экипажей в случае необходимости должен был помочь своему сопернику. В гораздо более подготовленной группе А победитель определялся уже по времени затраченному на прохождение всех участков дистанции. Здесь соревнующиеся стартовали поодиночке.
Таковы были замыслы организаторов, которые, надо заметить, прежде чем запустить экипажи на трассу, сами преодолели ее. Судя по рассказам, кое-где не без помощи лебедки. У участников же поначалу на распределение экипажей по группам имелось свое мнение. Большинство из них, по вполне понятным причинам, стремилось состязаться в группе А. К счастью, их боевой пыл организаторам все же удалось остудить, пообещав, что даже на трассе для группы Б им скучать не придется. Так оно впоследствии и вышло.
Перед началом рассказа непосредственно о том, что происходило на трассе соревнований, несколько слов хочется уделить автомобилям участников. С каждым соревнованием они все больше и больше начинают походить на настоящие внедорожники, способные пройти где угодно. Лидерами по этой части являются старожилы клуба Геннадий Измер, Андрей Щербинский, Михаил Гречиха и Олег Юшкевич. Даже неспециалист в данной области заметит, что их машины достаточно грамотно подготовлены для езды по серьезному бездорожью. Практически все они имеют лифтованную подвеску. Их колеса обуты в более высокие, чем серийные, шины. Некоторые из автомобилей оснащены мощными электролебедками фирмы "Варн". На "Ниве" Михаила Гречихи в качестве средства самоэвакуации применяются закрепленные на передних колесах автомобиля барабаны с металлическим тросом. У Андрея Щербинкого в автомобиле всегда имеется домкрат "Хай Джек", способный поднимать машины сантиметров эдак на 80, который тоже может быть использован в качестве средства эвакуации. Впрочем, даже старожилам клуба не удалось при подготовке автомобилей к трофи избежать некоторых конструкционных недоработок. Так, к примеру, упомянутая выше "Нива" была одета в колеса разного диаметра, что при включении межосевой блокировки приводило к пробуксовыванию одной из осей автомобиля, которая, словно миксер, взбивала болотистую почву, существенно усложняя путь для идущих следом машин.
"Ниве" экипажа Григория Каменюка, выступавшего в группе Б, тоже не очень повезло в плане переделок. Ее, как говорится, "лифтанули" по-простому (подняли кузов за счет проставок между ним и пружинами подвески), не учтя последствий вмешательства в конструкцию автомобиля. Из-за этого у машины в буквальном смысле подкосились колеса и изогнулись пружины, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на шаровых опорах, которые являются слабым звеном любых "Жигулей". Кое-кто из соревнующихся в свое время переусердствовал с установкой дуг "кенгурятника", из-за чего существенно изменилась развесовка автомобиля. Позже, во время соревнований, все эти на первый взгляд мелочи дали о себе знать.
После довольно быстрой жеребьевки участники трофи выстроились у стартовой линии. Первой на дистанцию ушла группа А из трех экипажей обутых в 35-дюймовые колеса "УАЗа", "Тойоты" и "Нивы". Вслед за ними устремились экипажи группы Б на "УАЗе", длиннобазном "Патроле", новехоньком пятидверном "Галлопере" и второй "Ниве" с подкосившимися колесами. Следом пошли еще один "УАЗ", "Патрол", напоминающий знаменитый "Рэнглер", "Сахра" и "Опель-Фронтера", за рулем которого была журналистка газеты "Знамя юности" Анна Дубовик-Чирикова. Спустя всего минут пять после старта последнего экипажа из лесу начали доноситься голоса. Приключения участников начались.
Вопреки ожиданиям, первым на трассе фиаско потерпел не паркетный "Опель-Фронтера", а пользующийся репутацией неплохого внедорожника длиннобазный "Ниссан-Патрол", вернее, даже не "Патрол", а его экипаж, переоценивший возможности своего автомобиля. Вместо того чтобы объехать преградившую путь лужу, он направил свой автомобиль прямо в нее, за что и поплатился. Вытаскивали многотонную машину из нее достаточно долго, и не без потерь: в застрявшем автомобили подпалили сцепление. Потерпев неудачу на первом же серьезном препятствии, экипаж "Ниссана" отказался от дальнейшей борьбы и отправился в Минск. Все остальные продолжили движение. Правда, крохотную розовую "Сахру" Евгения Селивестрова тоже пришлось вручную выталкивать из западни.
В этот момент по рации поступило сообщение, что проблемы возникли и у экипажей, стартовавших в первой половине колонны группы Б. Там неудача тоже настигла экипаж "Ниссана". Идя на высокой скорости по изобилующей торчащими из земли пнями и корнями деревьев лесной дороге, японский внедорожник передним мостом зацепился за покрытый мхом пень и повис на нем. Вдобавок к этому во время буксования у автомобиля разбортировалось одно из колес (по болотистой местности машины двигались с низким давлением в шинах), а случайный сучок повредил радиатор. Одним словом, полный букет неприятностей.
В метрах пятидесяти перед "Ниссаном" по самые пороги в грязь закопалась "Нива" Григория Каменюка. Попытавшийся объехать застрявший "Патрол" по лесу "Хундай-Галлопер", несмотря на то и дело подкладываемые под его колеса щиты, тоже застрял на одном из пней. Из первой четверки группы Б в момент нашего приезда самостоятельно мог передвигаться лишь серый "УАЗ", экипаж которого сумел-таки преодолеть наиболее трудные участки трассы. Однако продолжить движение дальше его экипаж тоже не мог из-за стоявших на трассе автомобилей.
Если поначалу экипажи застрявших в грязи автомобилей с воодушевлением взялись за лопаты и топоры, то уже через полчаса над лесом витало гулкое "мать, мать, мать...", а машины по-прежнему оставались там, где они застряли. Слаженнее всех из плена высвобождал свой автомобиль экипаж "Ниссана" Сергея Звездного, который сначала подручными средствами залатал радиатор, затем с помощью 30-50 миллилитров бензина усадил на диск разбортировавшееся колесо, после чего начал аккуратно стаскивать автомобиль с пня. Быстрее же всех освободился из западни экипаж Сергея Шкеля на автомобиле "Хундай-Галлопер", который предусмотрительно прихватил с собой деревянные щиты. Однако радость данного экипажа была недолгой. Спустя всего несколько метров длиннобазный "Галлопер" снова сел. Да как сел! Машина правой стороной надежно застряла в грязи по самые подножки. Экипаж же опередившей всех в группе Б "Нивы", похоже, вообще расстался с надеждами на самостоятельное освобождение.
Тем временем вторая половина участников еще только подъезжала к описанному выше участку. Подъезжала она тоже не без потерь. Журналистский экипаж "Опеля-Фронтеры" на одном из участков не вписался между лежащими поперек дороги бревнами и лишился одной из дополнительных противотуманных фар. От дальнейших повреждений автомобиль спасла лишь быстрая реакция его водителя и крепкий "кенгурятник".
Разумно рассудив, что соваться на участок, где уже безнадежно застряли три автомобиля, не стоит, вторая группа соревнующихся со свежими силами стала помогать эвакуировать обездвиженных "Ниву", "Ниссан" и "Галлопер". Я же на "Тойоте" организаторов отправился посмотреть, как обстоят дела у экипажей группы А.
Последний из них ушел не намного дальше группы Б. "Тойота-Лэнд Круизер" 80-й серии Андрея Щербинского опередила ее лишь метров на 700 и тоже застряла в грязи по самые пороги. Впрочем, ее опытный экипаж данное обстоятельство не сильно расстроило. Андрей и его штурман со знанием дела взялись за освобождение своего автомобиля, и "Тойота" не без помощи упоминавшегося выше "Хай Джека" метр за метром начала выбираться из западни. От помощи со стороны организаторов Андрей, как и следовало ожидать, отказался, и мы отправились назад, к участникам группы Б. Их джипы по-прежнему сидели по уши в грязи, отказываясь сдвинуться с места. Исключением был лишь "Галлопер". Но чего ему это стоило. Во время эвакуации на автомобиле были погнуты подножки, слегка примялась одна из дверей и в довершение всего треснул очень красивый, но абсолютно бестолковый пластмассовый "кенгурятник".
Убедившись в том, что без помощи автомобиля-эвакуатора и лебедки участникам не обойтись, организаторы предложили им свою помощь. На освобождение всех застрявших участников ушло более двух часов. Больше всего проблем было с заехавшей далее других "Нивой" Григория Каменюка, которая подобно якорю цеплялась за каждый пенек, заставляя то и дело буксовать вытягивавшую ее "Тойоту". Даже на последних метрах бездорожья русский джип застрял настолько сильно, что его в буквальном смысле пришлось поднимать на дерево. Лишь после этого "Нива" смогла двигаться самостоятельно.
Итак, первый этап соревнований преодолели лишь экипажи группы А на специально подготовленных автомобилях. Группа же Б в полном составе решила вернуться назад и по шоссе отправиться ко второму участку. Впрочем, поехали туда далеко не все. Часть экипажей, оценив нанесенные автомобилям раны, предпочла дорогу домой. Те же, кто пострадал менее других, а это были экипажи "УАЗов" Максима Котеса и Александра Почицкого, "Нива" Григория Каменюка и лишившаяся на обратном пути бампера "Сахра" Евгения Селивестрова, поехали дальше. К ним присоединился также отделавшийся потерей лишь одной противотуманной фары журналистский экипаж Анны Дубовик-Чириковой на "Фронтере". Впрочем он отправился не к старту второго этапа, а к его финишу уже в качестве зрителей.
Поиски финиша на окутанных мраком лесных дорогах длился довольно долго. Даже сами организаторы нашли его не сразу. На улице становилось все холоднее, по-человечески хотелось домой, и я пересел в отправлявшуюся в Минск "Фронтеру".
Окончательные результаты соревнований стали известны только утром следующего дня. В группе А первое место завоевал экипаж Олега Юшкевича на лифтованном "УАЗе-31514". В группе Б победителя вовсе не оказалось, так как ни один из ее участников не прошел трассу целиком. Более же других в данной группе проехали лишь экипажи Максима Котеса, Александра Почицкого, Евгения Селивестрова и Григория Каменюка. Для остальных участников группы Б первое весеннее трофи "Белорусского клуба 4х4" стало почти сусанинским, так как всех их остановила болотистая дорога.

Юрий ЛИХУТА
Газета "Автобизнес - Weekly" N10 (207) 16 марта 2000 г.

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 26 июня  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4