НЕМНОГО О ВЕРЕВКАХ
(автор - Marat)
Разорванные в клочья веревки заставили меня изобразить эту статью……
Частые
выезды на природу и практика помощи во дворах заставляет водителя призадуматься
о средствах эвакуации засевшего "не к месту" авто. Как правило,
самым простым и быстрым методом является попытка "дернуть" сидящего.
Как это ни печально, повальное большинство автовладельцев не видит разницы
в качественных характеристиках веревок, тросов, канатов, строп и прочего
хозяйства. Наиболее часто применяемая ошибка - использование в качестве
веревки для выдергивания самого обыкновенного буксировочного фала. Нетрудно
догадаться из названия, что этот девайс не предназначен для рывков…. Его
прямое предназначение - тащить авто, не способный передвигаться самостоятельно
по ровной асфальтовой дороге.
Прежде, чем рассказать о наболевшем, хочу отметить еще несколько моментов.
В прессе и в Инете в последнее время появилось достаточное количество
информации о типах и разновидностях этих самых веревок. Мое мнение с некоторыми
из них не совпадает, поэтому хочу высказать свое ИМХО. Итак, начнем:
Металлические тросы. Как много гордости от владения хорошей вещью бывает
порой написано на лице человека, когда на вопрос "есть чем дернуть?",
он достает из багажника промасленную бухту металла. А какие бывают последствия?
Весьма плачевные. Не берем в расчет легковые недоприводные машинки. Статистику
никто не вел, но вот Нивоводы знают, сколько таких машин лишились задних
кузовных панелей, порой вырванных с мясом, сколько машин с несущим кузовом
потеряли свою геометрию. Рамные машины тоже страдают. Металлические тросы
(особенно больших диаметров) выдерживают чудовищную нагрузку. Они с успехом
вырывают кованые буксировочные крюки. Неоднократно видел сам, как горе-водители
цепляли металлические тросы к задним серьгам рессор и лишались последних.
Не буду рассказывать, что из себя представляет порванный в момент рывка
металлический трос…. Он подобен косе старухи-смерти. Здесь я всегда вспоминаю
случай, когда в Нерюнгринском угольном разрезе (Якутия) я был очевидцем,
как тяжелый карьерный экскаватор выдергивал вмерзший в землю трактор.
Трос около 7 см в диаметре срезал как бритвой всю надстройку трактора.
Хорошо, что в ней никого не было.
Всякие веревочки азиатского происхождения я тоже в пример приводить не
буду. Единственное, на что они способны, как я уже упоминал, так это буксировать
на небольшие расстояния автомобиль по асфальту. Для этого они в меру эластичны
и имеют, как правило, яркую раскраску, чтобы бы бросалось в глаза невнимательным
водителям.
Есть еще три категории достаточно успешно используемых тросов - это альпинистские
веревки, стропы от списанных парашютов и пожарные рукава. Все бы ничего,
но я не уверен, что они не подведут в нужный момент. К тому же никто не
может с достаточной гарантией дать прочностные характеристики этих материалов.
Примеров тому масса. Пожарный рукав с успехом использовался на ранних
соревнованиях по триалу московским "Клубом 4х4", но неоднократно
рвался. Альпинистские веревки по утверждениям производителей выдерживают
всего один рывок по паспортной нагрузке, а тройные парашютные стропы мы
рвали в лесу как гнилые нитки, несмотря на указанные в паспорте 5 тонн
нагрузки.
Теперь о вкусном…..
Если часто катаешься в лес, если не отказываешь в помощи застрявшим,
если ты владелец единственного, на весь засыпанный снегом двор передвигающегося
автомобиля, то по моему убежденному мнению нужна "правильная"
стропа. Весьма неплохо себя зарекомендовали в нашей внедорожной практике
стропы двух производителей с именем. Это Recovery Strap от WARN-а и от
KEEPER-а. Обе капроновые, плетеные, рассчитаны на нагрузку 9 тонн и имеют
длину 9 метров. Обе достаточно эластичны - при максимальной нагрузке растягиваются
на 20% своей длины. Очень просты в употреблении и имеют на концах аккуратные
правильно заделанные петли под шакл. Любую стропу можно угробить, поэтому,
основываясь на жизненном опыте и на практике попытаюсь рассказать, как
пользоваться стропой и сделать так, чтобы она жила долго и доставляла
удовольствие.
Для начала по тому как цеплять, чем цеплять и за что цеплять. Правильные
стропы рекомендуется использовать совместно с шаклами, или как их еще
называют серьгами. Шакл - это чугунное полукольцо с пальцем на резьбе.
Исключение составляет случай, когда на машине сзади установлен фаркоп
с шариком - заделанный конец троса идеально надевается на шар, либо буксировочный
крюк позволяет пропустить петлю троса без закусывания последней. Во всех
остальных случаях трос должен соединяться с автомобилем только через шакл.
Никогда не обматывайте трос вокруг бампера, кенгурятника, моста etc. Острые
края железок разрежут под нагрузкой стропу - она на это не рассчитана.
Используйте заводские отверстия для буксировки - они, как правило, расположены
на раме. Никогда не затягивайте палец шакла до посинения. Есть возможность,
что не сможете его открутить после нагрузки. Всегда ослабляйте на 1-2
нитки резьбы. Всегда при работе с длинной стропой один человек должен
следить за веревкой, чтобы она не попала под колеса, и в элементы подвески.
В противном случае равновероятно, что Вы либо порежете стропу, либо серьезно
покалечите подвеску авто. Принцип работы эластичных длинных строп таков,
что автомобиль эвакуатор разгоняется, растягивает веревку и давит на педальку
тормоза, а уже кинетическая энергия стропы вынимает из засады сидящий
автомобиль. Принципы безопасности сохраняются. Было достаточно свидетелей
того, как на выезде в феврале месяце, Wel по всем правилам выдергивал
ВАЗ 21074 из снежного поля и получил в бампер удар шаклом, вместе с оторванным
буксировочным ухом Жигуля. Такие вещи производят впечатление.
Удачи Вам в боях с бездорожьем. Marat
12.12.2003
|