Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Как движется автомобиль.
Для преодоления всех сил, препятствующих движению автомобиля, имеется мощный
источник энергии - двигатель. В результате его работы возникаемый крутящий момент
передается через силовую передачу и полуоси на ведущие колеса автомобиля.
Вращению ведущих колес препятствует сила трения, которая появляется между поверхностью
дороги и колесами.
Вращаясь, ведущие колеса создают кружные силы, которые действуют на дорогу,
стремясь как бы отбросить ее назад. Дорога, в свою очередь, оказывает равное
противодействие на колеса. Это противодействие (продольная реакция) и вызывает
движение автомобиля.
Силу, которая приводит автомобиль в движение, называют силой тяги и обозначают
Рт.
Однако, чтобы неподвижный автомобиль привести в движение, одной силы тяги еще
недостаточно. Обязательным условием движения автомобиля является трение между
колесами и дорогой. Если трения не будет, то дорога не сможет "толкать"
автомобиль вперед. Это видно из следующего примера. На мокром асфальте или обледенелой
дороге иногда приходится наблюдать, как колеса быстро вращаются, буксуют, а
автомобиль между тем не трогается с места. Если это происходит на мягком грунте,
то колеса отбрасывают землю назад и под ними образуются колеи. Автомобиль сможет
начать движение лишь тогда, если под колеса подложить ветки, доски, а мокрый
асфальт и обледенелую дорогу посыпать песком, золой. В результате этого между
колесами и дорогой образуется достаточная сила трения, колеса хорошо "сцепляются"
с дорогой.
Значит, автомобиль сможет двигаться лишь при условии хорошего сцепления ведущих
колес с поверхностью дороги.
В свою очередь, сила сцепления колес с дорогой зависит от сцепного веса автомобиля,
т. е. вертикальной нагрузки на ведущих колесах. Чем больше вертикальная нагрузка
действует на ведущие колеса, тем больше и сила сцепления. Важное значение для
сцепления имеют тип и качество дороги, шин и их состояние.
Для оценки влияния поверхности дороги на силу сцепления принят коэффициент
сцепления, который подсчитывается по формуле:
φ = Рсц/Gсц,
где:
φ - коэффициент сцепления;
Рсц - сила сцепления ведущих колес в кг;
Gсц - сцепной вес автомобиля в кг.
Значение коэффициента сцепления изменяется в зависимости от типа дороги, ее
состояния и шин (см. таблицу 3). Чем лучше дорога и рельефнее рисунок протектора
шин, тем выше коэффициент сцепления.
Таблица 3. СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ШИН НА РАЗЛИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ
Дорожное покрытие и его состояние |
Коэффициент сопротивления качению |
Асфальтобетонное в отличном состоянии |
0,7-0,8 |
То же мокрое |
0,3-0,4 |
Цементобетонное, сухое |
0,6-0,8 |
То же мокрое |
0,35-0,45 |
Булыжное, сухое |
0,4-0,55 |
То же мокрое |
0,3-0,45 |
Деревянные торцы сухие |
0,5-0,75 |
Песчаная дорога сухая |
0,6-0,7 |
То же мокрая |
0,5-0,65 |
Грунтовая дорога сухая |
0,5-0,6 |
То же мокрая |
0,3-0,4 |
Снежная укатанная дорога |
0,2-0,4 |
Обледенелая дорога |
0,2-0,3 |
Итак, мы рассмотрели, что тяговая сила находится в зависимости от надежности
сцепления ведущих колес с дорогой. Однако величина силы зависит и от крутящего
момента двигателя, особенностей трансмиссии автомобиля.
Сила тяги должна быть достаточно большой, чтобы преодолеть все сопротивления,
которые приходится встречать автомобилю, особенно при движении в тяжелых дорожных
условиях.
назад • оглавление
• дальше
|