Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Вождение автомобиля зимой.
Пониженная температура воздуха обычно ухудшает работу двигателя, агрегатов
и механизмов. Зимой увеличивается вязкость горючего и масел и тем самым затрудняется
смазка агрегатов, снижается работоспособность аккумуляторных батарей, ухудшается,
эластичность шин. Больше всего надо опасаться замерзания воды и разрыва трубок
радиатора, размораживания блока и головки блока цилиндров. При низких температурах
увеличивается хрупкость и опасность разрушения деталей из пластмасс и резины,
нарушается работа системы питания в результате образования ледяных пробок в
трубопроводах и т. п.
Водить автомобиль зимой значительно труднее, чем летом. Это объясняется тем,
что большинство дорог покрываются снегом, льдом. Снежные заносы, снегопады,
гололедица значительно снижают проходимость автомобиля, уменьшается сцепление
колес с дорогой и возникают скольжение, боковой занос, буксование.
Холодная погода влияет отрицательно не только на механизмы автомобиля и дорогу,
но и на трудоспособность водителя.
Для успешной работы за рулем водитель должен не только хорошо усвоить правила
и особенности вождения автомобилей в зимних условиях, но тщательно и своевременно
подготовить свой автомобиль к зимней эксплуатации.
Подготовка автомобиля. При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации проводят
очередное техническое обслуживание с выполнением полного его объема. Кроме того,
выполняют ряд дополнительных работ:
1. Снимают с автомобиля приборы системы питания, бензонасос, карбюратор, фильтры,
трубопроводы, топливную аппаратуру дизелей. Затем очищают и промывают бензиновые
баки, трубопроводы, фильтры, регулируют карбюратор на зимний режим работы, а
топливные баки дизельных машин заправляют дизельным зимним топливом, обладающим
хорошими низкотемпературными свойствами.
2. Устанавливают аккумуляторные батареи в деревянные ящики и утепляют войлочным
чехлом. В аккумуляторные батареи заливают электролит повышенной плотности, установленной
для данного района.
3. Проверяют в системе охлаждения на исправность термостат, промывают систему
охлаждения двигателя и при необходимости заполняют ее низкозамерзающей жидкостью.
При температуре окружающего воздуха +5оС и ниже необходимо пользоваться утеплительным
чехлом, который имеет перед радиатором клапан, позволяющий регулировать температуру
воды в двигателе. Рекомендуется утеплять шланги радиаторов и водяной насос.
4. Производят замену летних масел зимними в двигателе и агрегатах силовой передачи,
картере руля.
5. Промывают и заправляют цилиндры и магистрали этиловым спиртом и заправляют
тормозной жидкостью.
6. При очень низких температурах окружающего воздуха утепляют тормозную систему,
кабину автомобиля, наружные маслопроводы и масляные фильтры системы смазки,
масляный картер двигателя.
Чехлы изготавливают из брезента с набивкой во внутрь шерстяной ваты или войлока.
Брезент желательно сверху покрыть водонепроницаемой краской или лаком. Для слива
из фильтров конденсата в чехлах делают отверстия. Топливные баки дизельных машин
рекомендуется утеплять войлоком, асбестом или утеплительной специально обмазкой.
7. Тщательно подготавливают и приводят в порядок средства повышения проходимости
и самовытаскивания автомобиля. Основными из них являются цепи противоскольжения
браслетного типа, буксирный трос, лопата, топор, ящик с песком, якорь-самовытаскиватель
(рис. 39). Если автомобиль движется в составе колонны, то оснащается дополнительно
пилой, жестким буксиром, колейными мостами и т. п.
Рис. 39. Схема устройства и применения самовытаскивателя. 1- барабан; 2 - фланец;
3 - ступица4 4 - накладка.
Пуск двигателя. Холодный карбюраторный двигатель зимой запускается трудно из-за
повышения вязкости смазки, ухудшения искрообразования на электродах свечей,
плохого распыливания и испарения горючего.
В двигателях с самовоспламенением от сжатия трудность пуска вызывается тем,
что понижается температура сжатого воздуха. Кроме того, при пуске холодного
двигателя увеличивается износ деталей, так как ухудшается поступление смазки
к подшипникам коленчатого вала; часть масла смывается со стенок цилиндров неиспарившимся
горючим.
Рис. 40. Пусковой подогреватель.
Для облегчения пуска холодного двигателя и уменьшения износа его деталей необходимо
предварительно подогревать двигатель.
Существуют различные способы подогрева. Наиболее простым и широко распространенным
является "проливка" системы охлаждения горячей водой. Однако заливать
сразу в холодный двигатель слишком горячую воду, имеющую температуру более 80оС
опасно, могут возникнуть трещины в головке блоков или в водяной рубашке.
Сливные краники при "проливке" должны быть открытыми. Процедуру нужно
повторять до тех пор, пока блок двигателя не прогреется до температуры 40-50оС.
После чего в картер двигателя заливают масло, нагретое до температуры 70-80оС.
Затем закрывают на несколько минут сливные краники и плотно укрывают радиатор
и двигатель капотом. Дают небольшую выдержку (около 5-6 минут) для нагрева деталей
двигателя, а затем сливают 3/4 количества заправленной воды и вновь доливают
в радиатор горячую воду до нормы и пускают двигатель в обычном порядке.
Температура воды при разогреве двигателя, как уже отмечалось, должна быть достаточно
высокой, но не меньше 70-80оС, в противном случае горячая вода сразу остынет,
может замерзнуть в соединительных трубопроводах или в нижней части радиатора.
Отметим, что если температура окружающего воздуха ниже -20оС, то заливаемая
вода в систему охлаждения с термостатом должна быть около 90оС. Если слив воды
из открытых отверстий сливных краников вдруг прекратиться, нужно принять необходимые
меры для отогрева замерзших мест: обложить холодные части тряпками или ветошью
и непрерывно поливать горячей водой до оттаивания.
Не рекомендуется пускать холодный двигатель при помощи буксира, а также пользоваться
открытым пламенем (костры, факел).
Пуск холодного двигателя без воды в системе охлаждения может привести к его
поломке. Пуск двигателя автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 облегчается пусковыми подогревателями,
работающими на бензине (рис. 40).
назад • оглавление
|