Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Преодоление рек (озер) по льду.
Нередко водителям приходится преодолевать замерзшие реки и озера. Дело это
нелегкое и требует большой осторожности и знания определенных способов. Игнорирование
их может привести к печальным последствиям. Как же проехать зимой реку или озеро?
Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну
берегов и состояние льда у берега. Обычно переправы устраивают в местах с ровными
и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов.
Рис. 30. Промер толщины льда
При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с
берегом и не зависает над водой. Считается, что лед не зависает, если вода в
лунках выступает на 0,8-0,9 толщины льда. Если при проверке окажется, что лед
зависает, то переправа в этом месте опасна. Затем следует установить, нет ли
больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить
(при необходимости) место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности
льда через 15-25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки
или лопаты (рис. 30). Причем в расчет берут его наименьшую толщину и учитывают
только чистый сплошной слой стекловидной формы.
Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2
тонн. Утолщение льда на каждые 5 мс допускает увеличение нагрузки на одну тонну.
А если толщина льда более 30 см, при увеличении ее на каждые 5 см допускается
увеличение общей нагрузки на 2,5 тонны. Зависимость между толщиной льда (чистого)
и допустимой грузоподъемностью для безопасного переезда по льду приведена в
таблице 11.
Таблица 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Общий вес автомобиля |
2 тонны |
3 тонны |
5 тонн |
7 тонн |
10 тонн |
20 тонн |
Толщина льда в см |
15-16 |
20 |
30 |
35 |
40 |
60 |
Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину
кристаллического льда по формуле:
а = 11 √ Q,
где:
а - толщина льда в см;
Q - полный вес автомобиля в тоннах.
Для безопасной переправы автопоездов по льду рекомендуется, чтобы расстояние
между тягачом и прицепом было равно:
L = 1/2 Q + 6 м,
где:
L - расстояние в метрах;
Q - полный вес автомобиля в тоннах.
В том случае, когда сцепные устройства не обеспечивают такой длины, расчет
грузоподъемности льда необходимо определять на суммарный вес тягача и прицепа.
Если лед не выдерживает расчетной нагрузки, то можно использовать длинный стальной
трос.
Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду,
намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей
(соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30%.
Если толщина льда недостаточна для переправы, лед в полосе переправы при необходимости
можно усиливать намораживаением (или деревянными настилами). Но это следует
делать при температуре воздуха ниже - 10оС, если температура выше, намораживать
лед нецелесообразно. Допускается усиливать только тот лед, толщина которого
не менее половины предельно допустимой, т. е. не менее 30 см для автомобилей
средней грузоподъемности и не менее 40 см для автомобилей большой грузоподъемности.
Полосу переправы не льду необходимо предварительно расчистить от снега. По
ширине она должна быть 10-15 м. Нередко поверхность льда приходится расчищать
от бугров, наростов. Крутые сходы на лед и выезды с него рекомендуется посыпать
песком, шлаком и т. п.
Во избежание буксования колес автомобиля рекомендуется на льду оставлять слой
снега около 10 см (если он рыхлый) и около 5 см (если слежавшийся). При отсутствии
снега на льду можно заблаговременно посыпать трассу песком, шлаком, а также
надеть на ведущие колеса автомобиля мелкозвенчатые цепи противоскольжения.
Техника движения по льду. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по
заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах
коленчатого вала двигателя.
Движение по льду производится с обеими открытыми дверцами кабины. Людей высаживают
из кузова автомобиля и кабины и они пешим порядком переправляются на противоположный
берег. По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения
передач и даже кратковременных остановок автомобиля. Водителя не должен пугать
треск льда или выступающая из-под него вода. В случае появления на льду трещин
шириной до 3 см и длиной до 70 см, а также сильного прогиба во время движения,
необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны.
Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся
разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.
При переправе по льду автоколонны устанавливается очередность движения и дистанция
между автомобилями, которая должна быть не менее 30-40 м. Движение автомобилей
по льду допускается только в одном направлении и в один ряд. Объезд остановившегося
на льду автомобиля запрещен.
Переправа по льду во встречном направлении допускается на расстоянии не ближе
70-100 м от основной.
По непрочному льду рекомендуется переправляться так: взять буксирный трос,
закрепить его одним концом за крюк движущегося автомобиля, а другим - за крюк
автомобиля, стоящего на берегу.
Контрольную проверку прочности льда производить нужно и в том случае, если
водителю придется двигаться уже по использованной ранее ледяной переправе.
назад • оглавление
• дальше
|