Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Вождение автомобиля в дождь.
Так же как при густом тумане, в сильный дождь движение автомобилей затруднительно.
Резко ухудшается видимость, сужается поле зрения водителя. Во время сильных
дождей большинство проселочных дорог и участков местности, особенно с глиняным
и черноземным грунтом, становятся труднопроходимыми. На дорогах образуются глубокие
колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению.
Кроме того, при сильном дожде значительно снижается сцепление колес с дорогой
и увеличивается тормозной путь. Опытами установлено, что в начале дождя коэффициент
сцепления уменьшается почти вдвое из-за того, что дорожная пыль, смоченная водой,
превращается в жидкую грязь, по которой скользят колеса.
При продолжительном дожде грязь смывается, и коэффициент сцепления несколько
повышается.
При движении в дождь нужно, прежде всего, включить стеклоочистители и ехать
на скорости не более 20 км/час. Напомним, что щетки должны перемещаться быстро
с частотой не менее двух качений в секунду. Медленно двигающиеся щетки надолго
перекрывают отдельные зоны обзора.
Встречаемые на пути движения лужи лучше объехать (под водой могут оказаться
крупные камни, канавы и т. п.) или проезжать с пониженной скоростью.
Для остановки автомобиля на мокрой дороге необходимо:
1) снизить скорость движения до 15 км/час;
2) плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления;
3) перед самой остановкой выключить сцепление.
Для быстрой остановки автомобиля следует:
1) прекратить нажимать на педаль дроссельной заслонки;
2) не выключая сцепления, быстро выжать тормозную педаль на ? - ? ее хода и
отпускать до ? хода, не доводя колеса до блокировки;
3) нажимать и отпускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой
выключить сцепление.
Если при торможении колеса заблокировались, значит, поглощения кинетической
энергии движущегося автомобиля за счет тормозных накладок о барабаны уже не
происходит, а вся энергия поглощается через небольшую площадь соприкосновения
шин с дорогой. Энергия поглощается медленней и тормозной путь скользящего автомобиля
увеличивается.
Автомобиль с заблокированными колесами, скользящий по дороге, уподобляется
саням с резиновыми полозьями. При "юзе" часто возникает потеря устойчивости,
занос автомобиля, потеря управления. Если начался занос по причине блокировки
колес, нужно
1) немедленно отпустить педаль тормоза;
2) повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении
движения автомобиля;
3) слегка нажать на педаль дроссельной заслонки.
При небольшом увеличении числа оборотов двигателя, подводимое к ведущим колесам
тяговое усилие препятствует боковому скольжению автомобиля, вызванному тормозной
силой);
4) выровнять рулем автомобиль.
Помните, что пользоваться ручным центральным тормозом на мокрой, скользкой
дороге не рекомендуется, так как его действие вызывает блокировку колес.
С наступлением темноты в дождливую погоду надо быть особенно осторожным, так
как в сумерках из-за преломления лучей света в дождевых каплях на ветровом стекле
значительно ухудшается видимость.
назад • оглавление
• дальше
|