Иван Мартынович Юрковский
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Факторы устойчивости.
Устойчивость движущегося автомобиля зависит от следующих факторов:
1) веса автомобиля и высоты центра тяжести его, базы и ширина колеи;
2) размера шин, их конструкции и состояния;
3) радиусов кривизны дороги и состояния ее поверхности;
4) конструкции и регулировки тормозов;
5) скорости и направления движения;
6) умения управлять автомобилем.
Испытаниями установлено: чем выше расположен центр тяжести автомобиля и чем
меньше колея, тем скорее произойдет опрокидывание. Для повышения устойчивости
автомобиля колея должна быть широкой, а центр тяжести расположен низко (см.
таблицу 5).
Таблица 5. ШИРИНА КОЛЕИ И ВЫСОТА ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Марки автомобилей |
Ширина колеи в мм |
Высота центра тяжести в мм |
передних колес |
задних колес |
без груза |
с грузом |
УАЗ-450 |
1436 |
1436 |
820 |
985 |
ГАЗ-51А |
1589 |
1650 |
835 |
114 |
ГАЗ-53А |
1630 |
1690 |
--- |
--- |
ГАЗ-63 |
1588 |
1600 |
977 |
1374 |
ГАЗ-66 |
1800 |
1750 |
--- |
--- |
ЗИЛ-164А |
1700 |
1740 |
710 |
1210 |
ЗИЛ-130 |
1800 |
1790 |
885 |
1200 |
ЗИЛ-157 |
1755 |
1750 |
720 |
1040 |
ЗИЛ-131 |
1820 |
1820 |
830 |
1165 |
МАЗ-200 |
1950 |
1920 |
900 |
1400 |
МАЗ-500 |
1950 |
1860 |
1050 |
1460 |
КРАЗ-219 |
1950 |
1920 |
951 |
1380 |
КРАЗ-257 |
1950 |
1920 |
--- |
--- |
КРАЗ-222 |
1950 |
1920 |
980 |
1342 |
Водителю необходимо помнить, это, так как наличие груза в кузове, особенно
крупногабаритного, - контейнеров, тюков, прессованного сена и т. д. - увеличивает
высоту центра тяжести, тем самым снижая устойчивость. С такого рода грузами
надо ехать на небольших скоростях, стараться резко не тормозить на крутых поворотах.
А может ли произойти опрокидывание на небольших скоростях? Да, может, если
дорога с боковым уклоном, а груз расположен в одной стороне кузова. Чаще всего
опрокидывание происходит при резком торможении на большой скорости движения.
На повороте существенного значение для устойчивости машины имеют не только скорость
движения и радиус поворота, но и скорость поворота управляемых колес. Резкий
поворот колес может в определенных условиях явиться основным фактором, вызывающим
нарушение устойчивости автомобиля.
У современных автомобилей, имеющих сравнительно низкое расположение центра
тяжести и широкую колею, опрокидывание без предварительного бокового скольжения
(заноса) бывают очень редкими. Они могут произойти лишь с автомобилями, нагруженными
большегабаритными грузами, расположенными высоко над кузовом на неблагоустроенных
дорогах с большим поперечным уклоном. Случаи же бокового скольжения (заноса)
и опрокидывания автомобилей при неосторожном движении по скользким, мокрым и
обледенелым дорогам бывают значительно чаще.
Максимальную допустимую скорость движения автомобиля на поворотах до появления
бокового скольжения можно определить по следующих формуле:
Vс = √ gφR,
где:
Vс - максимальная скорость на повороте до появления опасности бокового
скольжения автомобиля в м/сек;
g - ускорение силы тяжести в м/сек2;
φ - коэффициент сцепления колес с грунтом;
R - радиус поворота автомобиля в метрах.
Во всех случаях при заносе на автомобиль действует боковая (поперечная) сила,
которая возникает от неровностей дороги или неравномерного сцепления шин с дорогой.
Боковая сила появляется при всяком отклонении автомобиля от прямолинейного направления.
В тех случаях, когда машина движется по кривой, возникающую боковую силу называют
центробежной силой. В результате действия центробежной силы при резком повороте
на большой скорости автомобиль может опрокинуться.
Максимальная скорость движения на повороте до опрокидывания определяется по
формуле:
Vmax = √ g RB/2hg,
где:
Vmax - максимальная скорость движения на повороте до появления опрокидывания
автомобиля;
g - ускорение силы тяжести в м/сек2;
R - радиус поворота в метрах;
В - колея в метрах;
hg - высота центра тяжести в метрах.
Величина центробежной силы увеличивается вчетверо, если скорость увеличивается
вдвое и т. д. Так как в процессе заноса радиус поворота все время уменьшается,
то величина центробежной силы возрастает, увеличивая тем самым интенсивность
заноса.
Следовательно, если занос начался, то он будет прогрессивно нарастать. В этом
случае необходимо срочно принять нужные меры, иначе может произойти опрокидывание
автомобиля.
Рис.7. Действие водителя для вывода автомобиля из заноса
Наиболее легким и эффективным способом вывода автомобиля из заноса является
следующий (рис. 7). Когда появился занос задних колес, водитель немедленно отпускает
тормоза и резко поворачивает руль в сторону заноса, а затем, как только автомобиль
выровняется, быстро возвращает руль в прежнее положение. Если быстро не выполнить
этот прием, то занос продолжится, и автомобиль будет вращаться до тех пор, пока
не остановится под влиянием силы трения колес о дорогу или при ударе о препятствие.
Если удар скользящих колес сильный или колеса попали на участок с более высоким
сопротивлением скольжению, то автомобиль опрокинется в результате действия на
него пары сил (рис. 8).

Рис. 8. Действие пары сил на автомобиль при опрокидывании, после потери боковой
устойчивости
Сила сопротивления скольжению левых колес направлена в сторону, противоположную
скольжению, а центробежная сила приложена в центре тяжести автомобиля, опрокидывает
его вокруг левых колес.
Для безопасного вождения на высоких скоростях водитель должен стремиться к
повышению устойчивости своего автомобиля. Это достигается увеличением веса автомобиля,
понижением центра его тяжести, удлинением базы и расширением колеи, а также
правильный регулировкой тормозов и соблюдением скорости, соответствующей состоянию
дороги.
назад • оглавление
• дальше
|