Буксировка автомобиля. Начнем с правил…
Автор: Андрей Кузнецов
В Правилах дорожного движения, которые, надо полагать, как раз начинающие водители
еще хорошо помнят, перечислены условия, обязательные к выполнению при буксировке
неисправных транспортных средств. Не повторяя полностью и дословно все пункты,
напомним все же о главных.
Как известно, длина гибкой сцепки должна находиться в пределах от 4 до 6 метров.
И это вовсе не причуда составителей Правил. Дело в том, что если сцепка короче,
неопытный водитель при резком торможении буксировщика может просто не успеть
среагировать. Если же длина сцепки больше, - неизбежно возникнут трудности при
прохождении крутых поворотов.
Правила требуют, чтобы на буксирующем автомобиле независимо от времени суток
был включен ближний свет, а на буксируемом - аварийная сигнализация. Если же
последняя не работает (скажем - сел аккумулятор), нужно сзади автомобиля закрепить
на видном месте знак аварийной остановки, это в общих интересах.
Естественно, у буксируемой на гибкой сцепке машины должны быть исправны тормоза,
а скорость движения не должна превышать 50 км/ час. И последнее напоминание
- в гололед буксировка запрещена.
Мы одной веревкой связаны...
Вспомнив все это, мы можем смело приступать к самому процессу, который, понятно,
начинается с того, что надо соединить между собой два автомобиля.
Если у вас есть нормальный буксирный трос, снабженный карабинами, а на автомобилях
имеются исправные буксирные проушины - проблем не возникает.
Нужно только зацепить карабин на левой проушине буксировщика, и на правой буксируемого
автомобиля - и можно начинать движение. Можно, конечно, цеплять и по-иному,
это никак не регламентируется, но при том варианте, который мы рекомендуем,
водителю заднего автомобиля будет гораздо удобнее просматривать встречную полосу
движения, и при этом трос будет располагаться почти параллельно оси автомобиля.
Если на буксировщике нет проушины сзади, но есть фаркоп для прицепа - это даже
лучше, сцепка будет "центрее". На тех автомобилях, где ни проушины,
ни фаркопа нет, но задняя подвеска рессорная, можно "зацепиться" за
серьгу рессоры, в конце концов. Ну а уж если ни проушин, ни фаркопа нет и задняя
подвеска пружинная, - значит, это не буксировщик.
А как быть, если нет специального буксирного троса?
Придется использовать то, что окажется под рукой - ремни безопасности, толстые
веревки, стропы для крепления багажа и т.п. Главное, чтобы эти "т.п."
были прочными и нужной длины. Но при этом, естественно, возникают сопутствующие,
проблемы, как всегда в случаях использования чего-то не по прямому назначению.
В нашем варианте - как все это связать и закрепить? Можно, конечно, вспомнить,
как завязываются шнурки на ботинках. Только тогда вспомните и о том, как легко
они развязываются сами собой. Может случиться, что в пути, обернувшись, буксировщик
уже не увидит сзади страдальца, который отцепился не по своей воле.
Гораздо лучше использовать специальные узлы. Они легко вяжутся, надежно держат
и очень просто развязываются, - достаточно потянуть за свободный кончик. Остается
только потренироваться - и в нужный момент этот навык вспомнится и выручит.
Конечно, лучше всего было бы цеплять буксируемый автомобиль к буксировщику методом
"галстука", когда два троса крепятся на одной проушине буксировщика,
а с другой стороны -на двух скобах буксируемого автомобиля. Только вот на практике
так, к сожалению, не получается, нет таких длинных тросов.
Закончить этот маленький раздел мы хотим двумя советами. Первый - будьте осторожны
при покупке тайваньских тросов. Часто они короче, чем требуют Правила. Второй
совет - старайтесь приобретать такой трос, который хорошо растягивается и амортизирует.
Перед тем, как...
Что изменится для ведущего автомобиля. когда у него "на крюке" появится
сателлит? Конечно же, ему станет труднее. Возрастет нагрузка на двигатель и
трансмиссию, увеличится расход топлива. Соответственно, двигатель станет быстрее
нагреваться. Если автомобиль в полном порядке и эта нагрузка для него не чрезмерна,
то, в общем, и страшного тут ничего нет. Однако перед буксировкой нелишне будет
проверить уровень охлаждающей жидкости, натяжение ремня вентилятора. Если дело
происходит зимой - надо снять утеплительный чехол с радиатора, открыть жалюзи
(если они есть) - словом, подготовиться к более трудным, более напряженным для
двигателя условиям движения.
На буксируемом автомобиле тоже надо кое-что проделать. К примеру, отсоединить
от катушки зажигания провод низкого напряжения. Дело в том; что водителю буксируемой
машины может понадобиться и частое включение стеклоочистителя с смывателем,
и подача звукового сигнала, и торможение... На все это требуется энергия батареи.
А ее надо беречь. Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под напряжением
катушка зажигания может просто перегреться и выйти из строя.
Перед тем, как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой о маршруте, скорости
движения, условных сигналах и прочем, что необходимо отрегулировать, пока движение
не началось. И только после этого можно сказать:
Поехали!
Один из самых сложных моментов в процессе буксировки - трогание. Пассивная позиция
водителя буксируемого автомобиля не требует каких-то особых умений: достаточно
убедиться, что передачи выключены и стояночный тормоз не затянут - а потом только
ожидать первого рывка. Водителю тягача труднее. Начав медленно двигаться на
первой передаче, он должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в
тот момент, когда трос натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок,
Но тут же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно отпустить сцепление и добавить
газ. Понятно, что эта эквилибристика не удастся сразу и вашему коллеге сзади
предстоит пережить один хороший рывок. Но все когда-то учатся! И чувство благодарности
того, кого вы выручаете, непременно пересилит неудовольствие от некомфортного
обращения. Так что - не расстраивайтесь.
Второй сложный момент - переключение передач (на тягаче, конечно же). Старайтесь
делать это как можно быстрее, чтобы не было большой разницы в скорости до и
после переключения. Если не следовать этому простому правилу, любой трос можно
оборвать в два счета. Иногда - вместе с некоторыми деталями автомобиля. И еще
один совет. Поскольку теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на каждой
передаче нужно делать побольше, чтобы компенсировать потерю инерции в момент
переключения.
Чуть выше мы уже немного коснулись вопроса взаимодействия водителей. Теперь
поговорим об этом немного конкретнее.
Если вы - водитель тягача, то ни на минуту не забывайте о том, что у вас на
прицепе автомобиль, водитель которого видит дорогу гораздо хуже вас и имеет
меньше возможностей для маневра. Поэтому старайтесь двигаться равномерно, по
возможности избегая остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать
скорость, - помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал
тормозить первым. В этом случае вам, возможно, вообще не придется прибегать
к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.
При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности, не забывайте,
что вы теперь напоминаете лимузин (по суммарной длине, естественно) и вам нужен
совсем другой, гораздо больший радиус поворота.
И, наконец, если дело происходит на загородной дороге, почаще останавливайтесь,
чтобы проверить сцепку, протереть фары и фонари да и просто передохнуть.
Особые случаи
Иногда к буксировке прибегают не только из-за поломки. Кого-то надо выдернуть
из грязевой ловушки, чей-то автомобиль просто не заводится от стартера - и его
нужно только чуть-чуть "продернуть", чтобы он завелся. И об этих ситуациях
тоже нужно сказать несколько слов.
В первом случае целесообразно использовать более длинный трос, чтобы самому
тягачу не подъезжать близко к коварному месту и не засесть рядышком. Естественно,
оказавшийся в капкане автомобиль обязан своими усилиями содействовать вызволению.
Если вы собираетесь запустить мотор "с буксира", то на заглохшей машине
рекомендую включить вторую передачу, трогаться при выключенном сцеплении и только
после набора скорости плавно отпускать педаль, чтобы не допустить резкого рывка.
Первой передачей пользоваться не следует, поскольку это создает лишние трудности
буксировщику.
Оперировать педалью газа заглохшего авто надо в зависимости от обстоятельств.
Если перед этим вы долго терзали стартер и есть предположение, что цилиндры
переполнены смесью, а свечи "залиты", педаль нужно полностью "утопить"
и держать в этом положении до появления вспышек. Если же все дело в аккумуляторе,
из-за которого прокрутка двигателя не состоялась вообще, нужно действовать обычным
порядком: закрыть воздушную заслонку и педаль не трогать. Как только двигатель
запустится, выключите передачу, посигнальте водителю тягача, остановитесь, отцепите
трос. И не забудьте отблагодарить "спасителя", Вам это воздается сторицей.
Оригинал http://www.pmicro.kz/DB/Auto/Tow.stm
|