| Терратрип  Терратрип 
        - основной прибор штурмана, самый необходимый и самый простой. Это счетчик 
        расстояния, показания которого отображаются на жидкокристаллическом дисплее. 
        Прибор имеет две шкалы: нижнюю, до 99,99 километров, и верхнюю, до 999,99. 
        Каждой шкале соответствует "своя" кнопка сброса. Дело в том, 
        что любая дорожная книга (она же "роад-бук", она же "легенда") 
        прописана в двух километражах: один общий, сквозной - скажем, от нулевого 
        километра до шестисотого, другой - между двумя ориентирами-привязками. 
        Расстояние между ними может составлять от двадцати метров до десятков 
        километров. Вот с этой нижней шкалой штурман и работает, измеряя расстояние 
        от привязки до привязки. Мы уже говорили о том, что хороший штурман дает 
        водителю до каждого поворота и препятствия "подводку". Скажем, 
        остается до какого-нибудь трамплина пять километров, штурман говорит: 
        "Пять километров до трамплина, прямая дорога", через два с половиной 
        километра напоминает, а от километра начинает делать обратный отсчет. 
        Интересует штурмана в данный момент именно этот участок, эти пять километров. 
        Потом начинается следующий кусочек. Вот так экипаж и идет, кусочек за 
        кусочком... Каждая клеточка в роад-буке - эпизод в жизни штурмана.
 Одной из полезных функций терратрипа является возможность считать расстояния 
        как в плюс, так и в минус. Человеку свойственно ошибаться; допустим, штурман 
        ошибся и джип проскочил нужный поворот. Практически сразу, буквально через 
        два километра, экипаж понял, что идет неверной дорогой. Пилот разворачивает 
        машину, а штурман в этот момент нажимает кнопку "минус", и обе 
        шкалы терратрипа начинают обратный отсчет. Вернувшись к развилке, штурман 
        нажимает кнопку "плюс", и теперь уже в нужном направлении счетчик 
        опять считает правильно. Бывает и так, что экипаж заблудился как следует и когда включать на приборе 
        "плюс", когда "минус" - совершенно непонятно. Тогда 
        штурман должен стараться найти обозначенную в легенде точку. И когда становится 
        понятно, что точка найдена, он счетчик "обнуляет", переводит 
        терратрип в режим набора цифр и с помощью клавиатуры набивает на верхней 
        шкале "сто". Число набрано, но счетчик пока не включен. Но едва 
        машина выезжает на обозначенную в роад-буке реперную точку, штурман нажимает 
        "плюс" и терратрип начинает отсчет с числа "100". 
        Эта функция нужно для того, чтобы восстановить правильные показания счетчика.Еще экипаж всегда интересует время, которое прошло с момента старта. Это 
        с одной стороны нужно, чтобы контролировать судей, результаты протоколов, 
        а с другой стороны, контролировать самих себя. В режим отсчета времени 
        терратрип переводится одним нажатием кнопки. Периодически штурман говорит 
        водителю что-то вроде: "Пройдено 250 километров, время в пути четыре 
        часа десять минут, средняя скорость такая-то". Прибор постоянно ведет 
        отсчет времени, а на дисплей эту информацию можно вывести тогда, когда 
        она будет нужна. Например, штурман засекает время и тогда, когда пробили 
        колесо. Остановились. А у терратрипа есть еще и режим секундомера. Штурман 
        включает секундомер, экипаж выскакивает из кабины, меняет колесо, заскакивает 
        в кабину, пристегивается, пилот спрашивает: "Сколько?" - "Пятнадцать 
        минут". - "Понятно!" При этом штурман в роад-буке отмечает, 
        что на этом участке произошла замена колеса и было потрачено пятнадцать 
        минут. И тогда на следующем бивуаке "разбор полетов" получается 
        примерно следующий: "Ага, "Татре" мы проиграли шесть минут. 
        Отбрасываем те пятнадцать минут и понимаем, что у "Татры" по 
        скорости и прохождению мы выиграли бы, если б не пробитое колесо"!
 Есть у терратрипа еще один режим, используемый, в основном, при составлении 
        дорожной книги. Он позволяет останавливать изображение. Сам-то прибор 
        считает, а показания на его шкалах замерли. Это сделано для того, чтобы 
        составляющий легенду рекогносцировщик не останавливался на каждой развилке, 
        а переписывал бы значения прямо на ходу. Когда все данные зафиксированы, 
        терратрип одним нажатием кнопки возвращается в стандартный режим. А самая замечательная особенность терратрипа заключается в том, что импульсы 
        он получает от собственного электромагнитного датчика. На случай выхода 
        одного из строя, их может быть даже два. Датчик устанавливается рядом с карданом, полуосью, ступицей колеса, тормозным 
        диском - с любой вращающейся деталью трансмиссии, которая может дать ему 
        электромагнитный импульс. Зазора в один миллиметр между датчиком и, скажем, 
        головкой болта крепления тормозного диска, вполне достаточно. В зависимости 
        от частоты оборотов вращающейся детали на терратрип поступает определенное 
        количество импульсов. Для того, чтобы их количество перевести в определенное 
        число метров пройденного пути и в итоге получить пройденное расстояние, 
        в терратрип вводится коэффициент, на который прибор количество полученных 
        импульсов умножает. Выводится этот коэффициент опытным путем - выверкой показаний терратрипа 
        между двумя километровыми столбами на дороге, километровая разметка которой 
        вызывает доверие. Если терратрип насчитал больше или меньше километра, 
        штурман корректирует коэффициент, пока постепенно не придет к точному 
        значению. Спортсмены нередко используют для этой цели ГОСТовский километр, 
        расположенный на Дмитровском полигоне. Важно не забыть, что длина пройденного 
        пути зависит еще и от радиуса колес. На ралли-рейдах при движении по пескам 
        часто приходится спускать колеса, поэтому при подготовке к серьезным гонкам 
        нужно знать коэффициент для каждого давления. Когда шины спущены, диаметр 
        колеса меньше, и на количество оборотов колеса или любой другой детали 
        трансмисси приходится другой пройденный путь. Значит, для движения на 
        спущеных шинах нужен другой коэффициент."Собираемся мы, например, на Дакар, - погружается в воспоминания 
        Сергей. - Определили в Дмитрове коэффициенты для разного давления, под 
        разный размер и тип покрышек ("Бриджстоун", "Мишлен"). 
        Приезжаем в Париж, стартуем. Я точно знаю, что у меня все оттарировано. 
        Открываю роад-бук, еду по нему, а прибор либо недобивает, либо перебивает. 
        О чем это говорит? О том, что у организаторов, которые писали дорожную 
        книгу, прибор был тарирован по другому мерному участку, который явно не 
        соответствует Дмитровскому ГОСТовскому километру. Мои действия в этом 
        случае? Подстраиваюсь под роад-бук. В этой ситуации важно, чтобы показания 
        прибора четко соответствовали роад-буку. Можно, конечно, рассказывать 
        организаторам, что у них неправильно написан роад-бук, но если мы тем 
        временем попадем в какую-нибудь яму, в которой оставим мост, это будут 
        исключительно мои проблемы".
 Есть еще один интересный момент, связанный с терратрипом. Связан он с 
        функцией сброса, которую штурман использует постоянно. Сбросов нужно сделать 
        очень много, особенно в марафонах. Если у вас прибор стоит далеко, да 
        вы еще и пристегнуты ремнем, тянуться каждый раз до кнопки, которая расположена 
        прямо на приборе, нереально. Кроме того, на ухабе можно мимо кнопки и 
        промахнутся. Поэтому разработчики терратрипов придумали такую вещь, как 
        выносной пульт. На нем есть все основные кнопки: переключение дистанция-время, 
        коэффициент и сброс. Есть совсем маленький пульт, на котором находится 
        только кнопка сброса. Пульт можно купить в качестве дополнительной опции.
 "Когда я только пришел в марафон, - рассказывает Сергей, - все пользовались 
        именно такими выносными штучками. Но на марафоне у штурмана много всякой 
        документации: атлас, карта-двухкилометровка, карта-пятикилометровка, плюс 
        дорожная книга - в общем, руки заняты. А тут еще и пульт. Мы немного разведали 
        и узнали, что существует для сброса еще и напольная педалька - она, как 
        и выносной пульт, опция, но почему-то особенно нигде не рекламируется. 
        Так, у штурмана появилась педалька, а у хорошего штурмана даже две - одна 
        под правую ногу, другая под левую. Потому что бывает, что и нога затекает 
        - устаешь "тыкать". Бывает, тряхнет так, что в кресле смещаешься, 
        и тебе в данный момент неудобно пользоваться одной из педалей. Потом, 
        бывало, люди заглядывали к нам в кабину и страшно удивлялись: "Зачем 
        штурману педали?" В ответ на это мой пилот, Виктор Московских, всегда 
        шутил: "Штурман пугливый, у него две педали тормоза, он на них жмет..." Все вышесказанное касается двух моделей: "Терратрип-202" и 
        "Терратрип-303". А вот у модели "Терратрип-404" есть 
        еще и функция вычисления средней скорости, на нем можно задавать норму 
        времени... Все эти вычислительные функции, безусловно, могут быть полезны 
        штурману, но по большому счету без этого можно легко обойтись. Да и стоимость 
        прибора с такими функциями существенно возрастает. Кроме того, в марафонскую 
        машину такой агрегат не поставишь - дисплей у него большой, а там и так 
        стоит большой GPS. Лучше уж поставить два "Терратрипа-303" - 
        основной и дублирующий, на случай, если один сломается. Так вернее. У нас нередко случались ситуации, - вспоминает Сергей Гиря, - когда терратрип 
        служил единственным навигационным прибором. Например, в Гвинее мы с лидерской 
        позиции два раза попадали в общий "канал" гонки. Дорога пыльная, 
        узкая, скоростная, тебе нужно наверстывать, а движешься ты в полном тумане. 
        Тогда на дорогу вообще не смотришь, а только на терратрип и число, которое 
        дано в легенде - сброс терратрипа делаешь не по тому, что видишь, а когда 
        на нижней шкале пришли "нули" - значит, здесь нужно сброситься".Так что можно, конечно, измерять пройденное расстояние по одометру, а 
        время - по дедушкиному будильнику. Но на соревнованиях штурман без терратрипа 
        - все равно, что пилот без руля.
 "Клуб 4x4" |