ШЕСТЬ ДНЕЙ И СЕМЬ НОЧЕЙ С ЛАДОГОЙ И "BOCHKAREV"
Самое
значительное внедорожное приключение этого года - большое трофи "Бочкарев"
- поставило столь же большой вопрос о сути подобных мероприятий, но было
очень интересным, хоть и не для всех. Почти полторы тысячи километров
по изумительным по красоте местам, из них две сотни - по тяжелому бездорожью.
Спецучастки максимальной категории сложности, истинный team-spirit, настоящая
усталость в сочетании с абсолютной решимостью - такой коктейль остается
в сердце надолго, если не навсегда.
"Позвольте, почему шесть дней? - спросит, увидев заглавие, продвинутый
джипер-теоретик, читающий автомобильную прессу от корки до корки и живущий
в АвтоИнтернете. - Было же девять: с 3 по 11 июня". А второй по популярности
вопрос, который мне задавали друзья и коллеги: "Пива-то хоть на халяву
напился? "Бочкарев" же трофи!". Отвечаю всем и сразу -
пиво пил за свои и чаще не "Бочкарев", а дней стало на три меньше,
потому что, когда не спишь ночами, особенно белыми, то и три дня могут
превратиться в один.
Маршрут трофи проходил вокруг Ладожского озера, за что и был назван "Ладога
трофи". Нынешнее наименование оставим на совести организаторов, поскольку
для участников оно так и осталось "Ладогой". Из Беларуси на
соревнования приехало четыре экипажа: три из Минска и один из Витебска.
Наш состоял из командира и первого пилота Олега Лосьмакова, второго пилота
и механика Сергея Врублевского, а также вашего покорного слуги в роли
штурмана и немного боцмана. Необходимо сразу сказать, что если бы мы,
белорусские экипажи, пошли командой, а такая возможность предоставлялась
регламентом, то в командном же зачете наверняка заняли бы первое место.
Однако личные мотивы и технические сложности не позволили сделать это.
В Петербург к регистрации мы прибыли под самый финал, едва успев пройти
комиссии и получить причитающиеся нам пакеты с документацией, номерами,
рекламой и картами. Пока то да се, пока прилепили наклейки, тут подтянули,
там подмотали, поставили шноркель, настала почти белая ночь. Короче, мы
так и заночевали у самого берега Финского залива: кто на крыше машины,
кто в салоне.
Пробуждение, понимание, что забыли перевести часы на российское время,
а потому опаздываем, суматошные сборы, какой-то завтрак, приезд на подиум
и собственно старт слились в одну, мелькающую, как кинолента, картинку.
Со стартового подиума мы отправились сразу на СУ1. Группы, которыми шел
"рейд", подбирались жеребьевкой, потом перед стартом этапа перебирались
и уже прямо перед СУ вновь собирались, но уже в ином составе. Долго ли,
коротко ли, а город закончился, шоссе тоже, а там проселки, и вот оно
- первое препятствие. Сделаю небольшое отступление для тех, кто не часто
читает материалы про 4х4. Участники мероприятий, подобных "Ладоге",
делятся на категории: "спорт" - в которой идут индивидуально
на время, "рейд" - группами и на очки, выставляемые по "Гамбургскому
счету", и "туризм" - тоже группами, но без оценок и иногда
по чуть менее сложной трассе. На "Бочкарев" приехали еще и мотоциклисты,
отчаянные люди, порой по частям переносившие своих "коней" через
препятствия. "Спорт" стартует первым, потом - "рейд",
потом - остальные.
Первый день гонки и первый участок оказались довольно трудными.
Очень немногим удалось с ходу форсировать болото и ручей, кто-то поломался,
кое-кто сразу отказался от дальнейшей борьбы, ощутив на собственной шкуре,
что не готов. Так или иначе, а наша группа в полном составе добралась
до СУ2. Если бы мы знали, что нас ждет впереди, если бы внимательнее читали
регламент, то, возможно, все прошло бы намного проще. Тут еще оказалось,
что в одной машине из нашей группы лебедка ручная, а у второй - электрическая,
которая сгорела в первом болоте. А впереди - участок с 11-й категорией
сложности. Полагаю, что 12-я - это отвесная стена в полкилометра высотой
или собственно Ладога, то есть нечто абсолютно непроходимое.
Главным
препятствием СУ2 стало огромное болото, местами со старой гатью, которая
только мешала, и открытым участком в 250 метров. Звучит все это довольно
буднично, но на деле представляет собой серьезнейшее испытание для машин,
оборудования и нервов экипажей. Открытый участок назывался открытым по
той простой причине, что там не росло ни одного дерева, которое можно
было бы использовать в качестве якоря для лебедки, а ехать просто так
машины были не в состоянии. Болото, знаете ли. Мы начали строить гать
и, подкладывая сэнд-траки, пробиваться вперед. Двигались по несколько
метров в час, так что и закат, и рассвет встретили в этом же самом болоте.
Наконец зацепились лебедкой за ближайшую сосну и вытянулись на сухое.
Поплутав немного, повоевав с колеей, канавами и лужами, подобрались к
точке, обозначенной как финиш спецучастка. На последних нескольких сотнях
метров то тут, то там попадаются брошенные машины - многие сломались и
пошли на финиш за техничками пешком. Измотанные, голодные, искусанные
комарами джиперы начинают тихо и в голос роптать на организаторов за то,
что они устроили такую засаду на первый день. Никто даже "вкататься"
не успел, а уже поломки, отчаяние, злость. Контрольное время кончилось,
и теоретически нас должны пенализировать вплоть до снятия с маршрута.
Представляете, какое у всех было настроение? Однако делать нечего, ползем
вперед, попеременно вытаскивая машины без лебедок. Встреченные по пути
ребята из Прибалтики, которые шли обратно к своей оставленной машине,
рассказали, что финишировали только две или три группы из рейда, мол,
остальные еще на СУ. Это нас немного подзадорило - есть шанс остаться
в зачете, тем более что время финиша и старта следующего этапа продлено
на два часа.
После точки финиша, на которой уже никого не было, дорога не становится
проще. Снова колея и грязь, а под конец мы просто-таки утыкаемся в огромную
лужу, почти озеро, в глубине которой теряются следы машин. Пока мы переползали
через нее, перетаскивали наших "раненых" товарищей, подошли
еще несколько групп, а впереди уже был слышен рев моторов эвакуаторов.
Мы не развалили группу, не бросили своих в лесу, а решили отказаться от
эвакуации и сами пробиваться вперед. Как нам объяснили, невыход на СУ
никак не наказывается, а только не добавляет очки. Одну машину взяли на
буксир, поскольку она больше застревала, чем ехала, остальные пошли сами.
Как мы выбрались на нормальную дорогу, помню плохо - заснул, каюсь.
Когда после 150-километрового перегона мы приехали в лагерь, были уже
сумерки. Пропустив этапы второго дня, мы успели хоть немного отдохнуть
и подготовиться к следующим испытаниям. Таким образом, день первый для
нас плавно перетек в день третий, который начался с приключений прямо
на выезде из лагеря. Сложенный из бревен мост "собрал" кто-то
из спортсменов, и перед переправой образовалась пробка из желающих успеть
на старт СУ5, мы - в их числе. На самом старте ввиду неразберихи группы
вновь перетасовали. В легенде напротив СУ5 стояла приписка "брод
1,4 метра". Вот так - из болота да в брод. Надо добавить, что в этот
день на старт вышли далеко не все, кто стартовал в первый день: 36 из
52 спортсменов и 23 из 40 рейдовиков. Трудным выдалось начало.
После
того что было в начале пути до брода, остальное показалось детской прогулкой,
хотя неприятные моменты все же были. Для нас ими оказались каменистые
россыпи. В Беларуси таких мест нет, поэтому опыта практического тоже нет.
Сказать, что мы спасовали, так опять нет! Сперва только побегали, поорали
друг на друга, руками помахали, а после ничего - шустренько так пробирались,
даже обогнали некоторых. Постепенно осмелели достаточно, чтобы не тащиться
по колее, уткнувшись в колонну впереди идущих, а выбирать свои пути, обгоняя
застрявших.
Когда подошли к броду, то увидели безрадостную, особенно для нас, картину.
В воде стояли, как огромные железные бегемоты, зарывшиеся в ил по спину,
"Рэйнджи", разматывая лебедки. Почему-то именно Range Rover
показали себя в броду с худшей стороны. По-моему, только мы и прошли препятствие
своим ходом, остальных пришлось вытаскивать. Ничего, вытащили, просушили
намоченные провода, продули цилиндры и поехали дальше. Но не далеко, колея
захватила в свои цепкие объятия сразу три группы рейда и кого-то из спортсменов.
Пришлось объехать их "по сухому". Странно все-таки, чего они
все в грязь суются - вот же рядом почти асфальт. В результате прошли мы
этот спецучасток, всего один раз размотав лебедку, когда сели на бревно
в самом начале этапа. Дорога от финиша СУ до лагеря могла бы стать еще
одним спецучастком, но опытным джиперам с подготовленными как следует
машинами она не доставила особых хлопот.
Четвертый день состоял в основном из перегона вокруг северного побережья
Ладожского озера на восточный берег. К старту этапа успеваем чудом, после
идем легко и непринужденно, взяв за правило искать собственный путь, а
не ломиться за всеми. В этот день начались наши технические проблемы,
которые переросли в достаточно серьезные. Тем не менее, преодолев препятствия,
на которые многие тратили часы, буквально за минуты, мы успели еще пару
раз поковыряться в моторе и попасть на финиш вовремя и в составе группы.
На перегоне между этапами всех ждал традиционный для Ладожского трофи
водопад. Удивительное по красоте место: бурая вода с ревом падает вниз
с многометровой высоты, фейерверк брызг, тысячи маленьких радуг и тучи
комаров. Описывать словами увиденное бесполезно. Красота природы - сильная
сторона "Ладога трофи". Такие виды и места, которые мы встретили
за время прохождения маршрута, найдутся не в каждом проспекте самого "Томаса
Кука".
Финал этого дня оказался и вовсе фантастическим. Спецучасток с многообещающим
наименованием "Малое офф-роудное кольцо" оказался не столько
сложным, сколько чрезвычайно интересным и разнообразным. Почти все возможные
препятствия собрались вокруг тихого лесного озера, берега которого испещрены
окопами прошедшей войны. Подготовленным машинам "кольцо" пришлось
вполне по вкусу и по зубам, а вот "туристы", которые ехали следом,
повозились в некоторых местах о-го-го как.
Маршрут пятого дня не представлял бы больших трудностей, если бы не наши
технические проблемы. Начинался день просто - выскочившая из чашки пружина
прорезала колесо. Перебортировали "запаску" и поехали дальше:
дело-то, только вот колесо жалко. Стартовали бодро, но машина стала все
хуже и хуже заводиться, потом совсем встала. Решили разобраться, в чем
дело. Сняли стартер, поменяли пружину щетки, а времени ставить уже не
остается, завелись с троса, благо в группе были наши ребята из минского
клуба, поехали. Вдруг запел выжимной. Пел-пел, да и затих прямо перед
мостиком из пары бревен. Мы было расслабились, а зря. Сцепление пропало
прямо на мосту. Ничего, тронулись опять с троса и прямо на веревке, но
своим ходом пошли дальше. Так и финишировали - без стартера, без сцепления
и, можно сказать, без колеса. О выравнивании рулевой тяги, типичном занятии
владельцев Range Rover на бездорожье, я уже и не упоминаю. Как говорится,
"настроение бодрое, идем ко дну"! Несколько утешало то, что
на следующий день намечена была дневка, да и ночь впереди, вот только
до лагеря еще километров двести пятьдесят, и выжимной на Range Rover в
ближайшем сельпо вряд ли продается.
Подшипник
мы нашли, заменили, стартер поставили, немного даже поспали. В это время
остальные участники поехали смотреть пляжную и дюнную гонки. Обе они стали
традиционными для "Ладоги" и хорошим шансом выделиться для тех,
кому не очень везло в болотах. Собственно, пляжная гонка ничего особенного
из себя не представляла: машины ехали на время по пляжу и по кромке воды
до вешки, а потом возвращались назад. Другое дело - дюнная гонка. Там
было на что посмотреть и себя показать. Мощность мотора и степень подготовленности
машины не были решающими факторами. Главное - точный расчет скорости,
навыки пилота, в какой-то степени - масса внедорожника и уж точно - умение
балансировать на грани азарта и хладнокровия.
Болота и прочие мелочи последних этапов уже не были чем-то неожиданным:
все-таки неделя интенсивнейших, если можно так сказать, тренировок дает
о себе знать, так же как и опустошающая усталость, сглаживающая эмоции
и впечатления. Причем усталость не столько физическая, сколько моральная.
Дух трофи, знаменитый "тим-спирит", то, что зовется джиперским
братством, тусовкой, стал вдруг трещать по швам и рассыпаться, больно
раня осколками. Трудно сказать, что послужило причиной - система подсчета
очков, откровенно бестолковый в некоторых местах регламент и неразбериха
в стане организаторов, а может, несоответствие поведения некоторых экипажей
тому самому духу трофи, когда все делается напоказ, а за спиной поливается
грязью все и вся. Не хочу вспоминать плохое, потому что это не главное.
Главное - что мы сделали это, сделали, несмотря на технические, организационные
и прочие проблемы, что не сдались, как многие другие, нашли силы дойти
до финиша и занять неплохое, кстати, место.
Наши соотечественники выступили еще лучше. Экипаж на "буханке"
УАЗ 39629 в составе Николая Гриба, Василия Киселева и Виктора Баркова
из Минска занял второе место, не дотянув до первого всего ничего, а экипаж
из Витебска на Toyota LC LJ70 - Андрей Скоморохов и Андрей Крень - соответственно
третье. Если так дело пойдет, глядишь - наши белорусы все три призовых
места займут скоро. Интересующимся скромно доложу, что мы тоже вошли в
первую десятку.
Игорь НАДИН
КОРВЕТ No 9, 2001 г.
|