Белорусские экипажи покоряют Ладогу.
С 3 по 11 июня на Ладожском озере прошли соревнования джипперов "Ладога-2000
Goodwin-трофи". Как и в минувшем году, в них приняли участие члены
"Белорусского Клуба 4х4".
В
2000 году на соревнования, организованные питерским клубом "4х4",
из Минска отправились сразу два экипажа: Олега Юшкевича на автомобиле
"УАЗ-3153", "обутом" в 35-дюймовые шины, и Андрея
Щербинского на автомобиле "Тойота-ЛэндКрузер 73", также прошедшем
специальную подготовку для езды по бездорожью. После возвращения с трофи
белорусские джипперы поделились с нами полученными на "Ладоге-2000"
впечатлениями.
Итак, что же такое "Ладога-2000 Goodwin-трофи"? Тусовка, гонка
или просто вариант отдыха на природе? Ответить на данный вопрос однозначно
не совсем просто. Скорее это целый коктейль из всего перечисленного выше.
Из года в год на Ладожское озеро устремляются десятки людей, в буквальном
смысле одержимых желанием померяться силами с матушкой Природой. Из года
в год искушенные в организации "русского Кэмела" питерские джипперы
готовят для них трассу, на которой собрано 90% вариантов бездорожья: и
болота, и пески, и крутые подъемы, и участки, засыпанные огромными каменными
глыбами. Из года в года здесь в первой декаде июня лопаются рессоры, крошатся
мосты, переворачиваются и тонут автомобили. Но несмотря на все это "Ладога
Goodwin-трофи" собирает десятки участников.
В нынешнем году участников было около двухсот, более 90 экипажей, не считая
болельщиков, прессы, служб сопровождения и т.п. Львиная доля экипажей
приехала в окрестности Северной Пальмиры из России. Но Россия - страна
далеко не крохотная, и некоторым для того, чтобы принять участие в "Ладоге-2000
Goodwin-трофи", пришлось преодолеть по пять и более тысяч километров.
Так, два экипажа из Новокузнецка до Москвы везли свои 40-летние "Унимоги"
на железнодорожных платформах, а оставшийся участок от Москвы до Питера
они уже преодолевали своим ходом. Помимо россиян и белорусов на "Ладогу-2000"
приехали также пять экипажей из Эстонии и один из Польши.
Парк автомобилей участников тоже большей частью был российским. Тон здесь
задавали "УАЗы", на которых выступали немногим более 50% участников.
Оставшаяся половина экипажей российским внедорожникам предпочла зарубежные
автомобили-вездеходы, среди которых были и весьма популярные у питерских
джипперов "Лэнд-Роверы", и славящиеся своей неубиваемостью "Гелендевагены",
и уже упомянутые выше "Унимоги", и полноприводный лапландец
"Вольво", и огромные армейские "Блейзеры", и крохотные
"Самураи", и, конечно же, популярные на постсоветском пространстве
внедорожники марок "Тойота" и "Мицубиси".
По части подготовки автомобили участников также сильно отличались друг
от друга. На одних можно было увидеть и каркасы безопасности, и гидравлические
лебедки, и 35-38-дюймовые колеса, существенно увеличивающие клиренс, обладатели
же других вовсе не вмешивались в конструкцию своих машин и ехали на серийных
экземплярах.
Впрочем, организаторы учли разницу в подготовке участников и разбили их
на две категории.
В категории А за победу боролись экипажи, чьи машины должны были быть
"обуты" в 31-дюймовые внедорожные шины, иметь лебедку и буксировочные
проушины. Это, скажем так, минимальная оснастка. Практически все экипажи
из группы А подготовили свою технику куда более серьезно. 35-дюймовые
шины и лебедки "Warno" здесь были скорее нормой, чем исключением.
Самым же "навороченным" в группе был "УАЗ" польского
участника, под капотом у которого стоял 4,2-литровый V-образный бензиновый
мотор от "ГАЗ-66", а в трансмиссии были установлены сразу две
раздаточные коробки. Помимо этого все низкорасположенные тяги и узлы "УАЗа"
были закрыты специальными защитными кожухами.
В категории В, где состязались практически серийные автомобили,
оснастка была намного проще.
Я бы даже ее оснасткой не назвал. Вместо лебедок - буксировочные тросы,
вместо огромных колес - серийная резина, домкраты и лопаты. Но и трасса
у экипажей, выступавших в данной категории, была попроще, и ехали они
группами по два-три автомобиля - на тот случай, если кто-то будет не в
состоянии выбраться из бездорожья самостоятельно (в категории А каждый
из участников полагался только на себя и свой автомобиль).
На трассе скучать не пришлось никому. Уже метров через 200 после старта
экипажам категории А, в которой выступали оба белорусских участника, пришлось
столкнуться с сюрпризами питерских болот, по которым была проложена трасса
соревнований. Дорога, вернее, то, что когда-то было дорогой, вынудила
участников расчехлить и пустить в ход лебедки уже в самом начале трофи.
Как показало дальнейшее развитие событий, уходившая вдаль трасса оказалась
ничуть не легче. Ну а чтобы в ночь с 3 на 4 июня участники спали богатырским
сном, на финише первого дня организаторы припасли для них стопроцентное
болото, по которому не то что ездить - ходить невозможно.
Во второй день соревнований появились первые автомобильные жертвы. Первой
из них стал огромный военный "Шевроле-Блейзер K5", который при
преодолении мелиоративной канавы повредил рулевое управление и почти полностью
скрылся под водой. Автомобиль, естественно, достали, но его экипажу было
уже не до трофи.
Третий этап, названный организаторами соревнований "Колдобины карельской
глубинки", уже не был таким болотистым, как предыдущие. Здесь участникам
предстояло продемонстрировать искусство вождения автомобиля по рвам, канавам
и колдобинам. Автомобили на данном этапе не тонули, не застревали, но
их рессоры при малейшей ошибке штурмана или водителя лопались словно перезревшие
орехи. Не легче приходилось и узлам трансмиссий, которые в буквальном
смысле крошились от огромных нагрузок, выпавших на их долю.
Четвертый
день был своего рода выходным для большинства экипажей. В это время автомобилистам
предстояло лишь поучаствовать в так называемой пляжной гонке по песку.
Здесь кое-кто тоже буксовал, закапывался колесами в песок, но серьезных
поломок или застреваний не было.
После небольшой передышки, когда первая половина "Ладоги-2000
Goodwin-трофи" была уже позади, участников ждал этап под названием
"Броды и пороги", при прохождении которого даже обладатели отнюдь
не легеньких "Дефендеров", "УАЗов" и "Гелендевагенов"
клали перед выездом на трассу огромные валуны, чтобы автомобили не снесло
бурным течением на вид довольно безобидной реки.
В седьмой день трофи, состоялся триал на камнях, во время которого вновь
крошились рессоры. Днем позже участники проехали по танковой трассе.
После
всего этого был финиш, традиционное награждение победителей, торт в виде
внедорожника и обмен полученными впечатлениями, которых, как вы
уже наверняка догадались, было более чем достаточно. К сожалению, из двух
белорусских экипажей до финиша добрался лишь один. Андрей Щербинский на
свой "Тойоте-ЛэндКрузере 73" занял пятое место. "УАЗ"
Олега Юшкевича до финиша по бездорожью, увы, не дошел: не выдержал передний
мост, дифференциал которого превратился в пыль. Такова специфика любого
технического вида спорта, в котором победа зависит не только от водителя,
но и от надежности и возможностей его техники.
Приняв участие в столь серьезных соревнованиях, как "Ладога-2000
Goodwin-трофи", белорусские джипперы приобрели довольно серьезный
опыт - как спортивный, так и организационный. Благодаря этому в скором
будущем и белорусские джипперские соревнования, будем надеяться, смогут
стать еще более интересными для участников и более зрелищными для зрителей.
Юрий ЛИХУТА
Газета "Автобизнес - Weekly" № 26 (223) от 6 июля 2000 г
|