Ручные лебедки
Лучше плохо ехать, чем хорошо сидеть - эту нехитрую истину каждый постигает
на практике. А значит, ситуации, когда грязь захватывает машину в плен
и она полностью теряет способность к самостоятельному передвижению, отнюдь
не являются нонсенсом. И остается одна лишь надежда - на лебедку.
Это хорошо, когда на бампере стоит мощный электрический агрегат с длинным
и прочным тросом. Размотал, зацепился за подходящий якорь, нажал на кнопку
и... поехали! Увы, такой подходит далеко не всем. Одному это слишком дорого,
а другому просто "влом" постоянно таскать на "морде"
несколько десятков килограмм неиспользуемого железа.
Попробуем рассмотреть иные варианты?
В продаже можно найти немалое количество относительно дешевых приспособлений,
способных оказать помощь в "вызволении" методом преобразования
энергии рук человеческих. Конструкций много, но какая из них надежнее,
удобнее и, в конечном счете, эффективнее? Чтобы ответить на эти вопросы,
мы взяли три тягловых устройства, основанных на принципиально разном принципе
действия, и попытались с их помощью втащить на довольно крутой холм "Ниву"
с заблокированными колесами. В качестве подопытных выступили: классическая
рычажная лебедка, железнодорожное "тягово-монтажное устройство"
и домкрат типа хай-джек. Из всего многообразия рычажных лебедок мы выбрали
ульяновское изделие. Порадовало то, что на тросе уже висел штатный блок.
Лебедку можно использовать как с ним, так и без него. А вот ручки рычага
в комплекте не оказалось... Имеется лишь короткая скоба с двумя отверстиями
под монтировку. Увы, наша нестандартная монтировка (толщиной с хороший
лом) оказалась велика. Пришлось срочно придумывать замену. В качестве
варианта подошли заводная ручка (пользоваться которой оказалось неудобно
из-за ее извилистой формы) и баллонный ключ. Эх, если бы последний немного
подлиннее! Толщина и форма подошли идеально, а вот "роста" не
хватило... Применение блока несколько улучшило положение дел, но все равно
тянуть "Ниву" в гору оказалось не самым легким занятием. Впрочем,
лебедка справилась с задачей вполне успешно. Но выяснилось, что лебедка
требует повышенного внимания в работе. Натянув трос, необходимо следить,
чтобы стопор правильно встал на свое место, а работая рычагом, отслеживать,
чтобы зубцы полностью входили в зацепление. И тогда вероятность того,
что лебедка сорвется, мала: барабан удерживается двумя фиксаторами.
По этой же причине распускать ее под нагрузкой тоже лучше вдвоем: один
распускает стопор, другой придерживает рычаг. Но при определенной сноровке
эту операцию можно проделать и в одиночку.
Несмотря на успешную работу и внушительную конструкцию, заявленная продавцом
тяга достаточно скромна - 500 кг. К преимуществам можно отнести малый
вес - около двух килограмм (при длине троса 5 м), небольшие размеры и
цену порядка 800 рублей.
Другая
конструкция оказалась тяжелее ульяновской лебедки в 10 раз и в четыре
раза дороже. К нам она пришла из мира тепловозов и товарных вагонов и
поразила своей кондовостью и совершенно непонятным принципом работы. Пятнадцатиметровый
трос, в "походном" состоянии смотанный на отдельный барабан,
пропускается в отверстие в торце лебедки, попадает в механизм, проталкивающий
его вперед... и свободно выходит с другой стороны.
Механизм приводится в действие двумя рычагами, один из которых работает
на подъем, другой - на спуск. По идее, в лебедке предусмотрено положение,
позволяющее быстро вытянуть трос вручную на необходимую длину. И теоретически
мы даже поняли, как должны для этого встать рычаги, но... сделать это
на практике нам не удалось. Видимо, сноровистые железнодорожники знают
волшебное слово...
Процесс
шел очень медленно и скучно. И вот наконец-то слабина выбрана. Тянем.
Для уменьшения усилия у лебедки предусмотрена длинная раздвижная ручка.
В "коротком" положении машина идет легко. Но постепенно подъем
становится круче и усилие возрастает.Увеличиваем рычаг почти вдвое. "Нива"
продолжает, упираясь, ползти на холм и вдруг... трос начинает проскальзывать.
Оказывается, мы забыли поставить фиксатор в рабочее положение. Исправляемся,
вытягивая его со звуком автоматного затвора и преодолевая огромное усилие
возвратной пружины. Похоже, что поднимать "Ниву" было легче,
чем "взводить" стопор. Подъем автомобиля пошел бодрее, и вскоре
он оказался наверху. При этом усилия были гораздо меньшими, чем в предыдущем
случае. Это и неудивительно: рычаг в несколько раз длиннее, а тяговое
усилие 1,6 тонны. Насколько это соответствует истине, сказать сложно:
12-миллиметровый стальной трос и мощная конструкция скорее всего допускают
приличный запас - и это радует.
Ведь если вместо "Нивы" окажется груженый Range Rover, уверенности
в благополучной эвакуации "железнодорожником" будет куда больше,
чем "Ликой". А вот насколько хватит прижимной силы роликов и
не будет ли трос проскальзывать - вопрос интересный. Опускать "груз"
оказалось проще простого. Переставил удлинитель на другой рычаг - и качай
в свое удовольствие (ничего переключать не надо).
Смотав трос, беремся за последний элемент нашей программы. Хай-джеком,
как известно, можно не только поднимать, но и тянуть. А усилие он развивает
в 2,6 тонны. Эх, если бы только не ограниченная длина рабочего хода. В
нашем случае мы использовали одно из самых недорогих изделий подобного
рода (голландского производства стоимостью 1,5 тысячи рублей). Эффективная
длина - метр. Это вызвало определенные неудобства, связанные с тем, что
потребовалось точно подобрать длину троса. Когда же это удалось, его зацепили
за рейку домкрата, рабочий механизм пристегнули к дереву и начали работать
на "подъем". Машина пошла легко и непринужденно. Усилие на рычаге
оказалось самым маленьким из испытанных образцов. И все было бы хорошо,
если бы "рабочий" метр внезапно не кончился. Пришлось заново
перецеплять трос, что потребовало определенных умственных усилий на тему,
как его лучше сложить, и поэтому заняло довольно много времени.
Похоже,
лучшим выходом из этой ситуации была бы цепь. Плавный спуск оказался возможным
и в этом случае - потребовалось лишь переключить хай-джек на работу вниз.
Что ж, домкрат хоть и не настоящая лебедка, но с побочной функцией справляется
неплохо (в меру своей длины). Но если его постоянно использовать для этой
цели, нужен определенный навык и подготовленный трос, цепь или, может
быть, передвижной зажим.
Очевидно, что у каждой из испытанных конструкций есть как плюсы, так
и минусы. Поэтому при выборе стоит учитывать самые разные факторы: массу
автомобиля, наличие специальных приспособлений, собственную физическую
силу, ограничения по времени и т.д. Явного лидера мы так и не выявили.
И хотя быстрее всего с заданием справилась рычажная лебедка, возрастание
требуемого усилия, похоже, изменило бы ситуацию.
Журнал 4х4 Club |