БЕНЗИН - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
А у тебя, ты вспомни Зин,
приятель был с завода шин…
Так он вообще глотал бензин,
ты вспомни, Зин!
Почему дети, в большинстве своем, так любят запах бензина? Помню, в детстве
родители "за уши" не могли нас оттащить от выхлопной трубы работающего
автомобиля. Да и сейчас легкий бензиновый аромат в местах его естественного
появления, например, на бензоколонке, скорее приятен, нежели противен. А запах
такси! В "Волге" как-то особенно пронзительно пахло смесью бензина,
масла и еще чего-то неуловимого. На такси мы ездили на вокзал. Там автомобильный
дух путешествий подхватывался острым и романтическим ароматом угольного дыма
и уносил тебя далеко-далеко.
На автобазе, где я успел поработать после школы, отношение профессиональных
шоферов к бензину было трепетным, уважительным и даже любовным. Им мыли руки,
детали машин. Им прижигали ссадины и раны, выводили стыдных паразитов. Его экономили,
сливали в чистые бензиновые ведра, любовно засасывая шлангом из бака и втихую
продавали частникам. Главное, о чем жалел в душе любой водитель - к сожалению
бензин нельзя пить. Но, как и водка, в отсутствии твердой, он был жидкой валютой.
А умывающиеся первой нефтью бурильщики! Да что говорить, топливо у нас уважают.
Так что же такое бензин? Зачем он нужен, знает всякий. Каким он должен быть
вам скажет даже ребенок - чистым. Однако есть еще несколько важных свойств,
не обладающий которыми, бензин останется только средством для мытья замасленных
рук и борьбы с насекомыми.
В качестве эталонов для определения октанового числа
(ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых - изооктан - обладает
очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается.
Другой - н-гептан - наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ
изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана - равным нулю. Если эти
два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным
92 - это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные
свойства бензина, претендующего на звание "девяносто второго".
Октановое число
Главным показателем, особенно существенным для любого автомобиля, является октановое
число. Что это такое и как его определяют? Наверное, путем сложных химических
исследований, колбочки там, пробирочки разные, реактивы, лакмусовые бумажки,
скажет чайник-водила. А на самом деле для определения октанового числа применяют
специальную установку - одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия.
В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку
последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь
того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом
числе бензина.
Измеряют его двумя способами - моторным и исследовательским. Моторный метод
отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя
- выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число
всегда меньше исследовательского. Это, кстати, вносит путаницу в маркировку
бензинов. Раньше товарные сорта бензинов, октановое число которых измерено по
исследовательскому методу, снабжали маркировкой с буквой И - например, АИ-93
и АИ-95. А отсутствие буквы И в маркировке бензина - например, А-72, А-76 -
однозначно свидетельствовало о моторном методе определения октанового числа.
Сейчас на колонках продают так называемые экспортные бензины А-80, А-92. В
их маркировке буква И отсутствует, однако октановое число определено по исследовательскому
методу.
Для полного сгорания одного килограмма бензина нужно
14,7 кг воздуха, и образуется при этом 3,1 кг углекислого газа (СО2) и 1,3 кг
воды (Н2О).
Двойной стандарт
Путь бензина от дырки в земле до автомобильного бензобака лежит через нефтеперабатывающий
завод. Каждое из этих предприятий обязано получить сертификат на тот или иной
вид топлива. Бензин проходит тщательные испытания на соответствие ГОСТ (ТУ)
и на основе результатов исследования, межведомственная комиссия принимает решение
о допуске к производству и применению бензинов. А аккредитованные центры при
Госстандарте выдают одобренному топливу сертификаты. Сегодня на территории России
действуют два стандарта на основные сорта бензина: ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91,
АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями
к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему, принята и европейская
терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super).
Однако, до тех пор, пока заводы не приведут в соответствие с новоиспеченным
стандартом свою продукцию, ГОСТ образца 77 года будет действовать на равных
с новым.
Гражданин! Предъявите паспорт
Бензин, как и добропорядочный российский гражданин, обязан иметь паспорт. Выдают
ему удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Однако
изменения, происходящие "кое-где у нас порой" с топливом в дороге,
в сию бумагу не попадают. Так что документ может быть подлинным, а его владелец
- поддельным. Сейчас бензиновые паспорта стали вывешивать на бензоколонках и
многие наши читатели интересуются, что значат те или иные параметры и как влияют
они на здоровье автомобиля.
Слева в документе указаны значения по ГОСТУ или ТУ, справа - фактические, присущие
данной партии. Первым в паспорте стоит графа "детонационная стойкость".
Это "самое важное из всех искусств" бензина. Именно эта цифра красуется
на самой колонке, откуда выливается огненная жидкость.
Следующая цифра - концентрация свинца, для неэтилированных бензинов не должна
быть более 0,013 г. на куб. дм. Конечно, если вас решили обмануть и в резервуарах
смесь обильно заправленная тетраэтилсвинцом, то в бумажке данный факт отражения
иметь не будет. Но все же, продолжим. Следующие строчки (температура перегонки)
говорят о "легкости" топлива - чем меньше эти значения, тем больше
в бензине легких фракций, тем быстрее запустится двигатель зимой. Далее, важная
графа, концентрация смол. Чем ниже, тем лучше, смола - яд для карбюратора, инжектора,
впускных клапанов.
"Индукционный период" говорит о способности бензина к длительному
хранению. А "испытанию на медной пластинке" топливо подвергается с
целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в системе
питания автомобиля. Пометка "выд." означает - испытание выдерживает.
Следующие строчки должны сопровождаться только одним примечанием: "отс."
-- отсутствуют кислоты, щелочи, механические примеси и вода. Кстати говоря,
если в левой колонке проставлены значения некого ТУ, а не ГОСТ, это означает,
что жесткие государственные стандарты, скорее всего, (обычно в допустимых пределах)
несколько занижены заводом-производителем.
Нелишне напомнить, что в полном соответствии с этим документом бензин выезжает
из ворот завода. Что с ним происходит дальше, зависит от соотношения потребностей
и желаний работников нефтебаз и бензоколонок с их информированностью о предстоящих
проверках. Иногда "пределы разумного" здесь не соблюдаются.
Этилированный бензин. Не так страшен черт…
Нефть бывает разная и бензин из нее получается разный. Например, пятьдесят шестой.
И что с ним делать? "Вылить!", -- вскрикнет нервный владелец крутой
иномарки. Не-ет, такого не бывает. Все идет в дело. Есть несколько способов
получения высокооктанового бензина. Можно разбавить его 95-м до 76-го. А можно
добавить вещества, которые укротят взрывчатый н-гептан до приемлемого уровня.
Самый распространенный в России способ - этилирование, добавка тетраэтилсвинца.
Бензин становится страшно ядовитым, но в двигателе горит хорошо, не взрывается.
Такое топливо для отечественных машин без нейтрализатора отработавших газов
совершенно безопасно. Двигатели у нас проектировались по принципу "а если
завтра война" и достаточно эластично приспосабливаются к работе в самых
экстремальных условиях. Но для иномарки с нейтрализатором одна заправка этилированным
бензином может стать причиной серьезных бед. Сначала выйдет из строя сам дорогостоящий
платиновый борец с токсичностью, затем, лямбда-зонд - датчик определяющий количество
кислорода в топливной смеси. В общем -- ничего хорошего.
Как же отличить этилированный бензин? А никак - все равно обманут. Не этилированным
собственно можно считать бензин содержащий свинца не более 0,013 г. на куб дм
-- остальные в той или иной мере следует признать этилированными (ГОСТ). По
правилам, этилированный бензин обязаны подкрашивать, но в реальности -- могут
подкрасить, а могут и нет. Опять же по правилам должна быть помечена колонка
и в бак инжекторной машины не должен влезать пистолет с этилированным бензином.
Но вы же понимаете...
Впрочем, еще в прошлом году, всем российским заводам было вообще запрещено
производить этилированный АИ-93.
Особняком от российской глубинки, стоят крупные города, в первую очередь Москва
и Санкт Петербург. Здесь практически исключен риск заправки этилированным бензином.
Для увеличения октанового числа местные нефтеперерабатывающие заводы используют
не содержащие свинца антидетонаторы: автовэм (на основе марганца), феррада (на
основе железа), ада (на основе монометиланилина) и другие, им подобные. По данным
ВНИИ нефтепереработки заводы поставляют в столицы все более качественное топливо
и владельцы чувствительных заграничных машин могут начинать волноваться, только
отъехав километров на 50 от города.
-- А в Арбатове вам терять нечего, кроме запасных
цепей. По дороге голодать не будете. Это я беру на себя. Бензин ваш -- идеи
наши, -- закончил Остап.
Козлевич остановил машину и, все еще упираясь, хмуро сказал:
-- Бензину мало.
-- На пятьдесят километров хватит?
-- Хватит на восемьдесят.
-- В таком случае все в порядке. Я вам уже сообщил, что в идеях и мыслях у меня
недостатка нет. Ровно через шестьдесят километров вас прямо на дороге будет
поджидать большая железная бочка с авиационным бензином. Вам нравится авиационный
бензин?
-- Нравится, -- застенчиво ответил Козлевич. Жизнь вдруг показалась ему легкой
и веселой.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"
Причем здесь пальцы?
Итак, для российского агрегата тетраэтилсвинец не помеха. Что же тогда заставляет
многострадальный жигулевский или москвичевский движок трястись, вздрагивать
и глохнуть, колотясь в предсмертных судорогах. Детонация. Разберемся, что происходит,
если в цилиндры поступает неподходящий низкооктановый бензин? Поначалу вспышка
и распространение фронта пламени протекают так же как при нормальной работе
двигателя. Но когда пламя съедает уже две трети объема камеры сгорания, в оставшейся
трети, вдруг происходит точечное самовоспламенение смеси. Причем огонь имеет
"неправильную" природу - это так называемое "холодное пламя".
Далее происходит что-то вроде цепной реакции, и скорость распространения пламени
резко увеличивается до 2000-2500 м/с! Ударные волны, достигая стенок камер сгорания,
порождают характерный металлический стук. Именно про этот звук почему-то говорят
- "пальцы стучат". Хотя на самом деле поршневые пальцы здесь ни при
чем.
Вред детонации велик.
Во-первых, снижается эффективность работы двигателя - топливо сгорает не полностью,
падает мощность.
Во-вторых, детонация способствует разрушению деталей двигателя. Ведь ударные
волны не только бьются о стенки цилиндра, поршень, головку блока - они срывают
слой масляной пленки с этих деталей, заставляя их работать всухую и вызывая
повышенный износ двигателя. Привет любителям синтетических масел в отечественных
автомобилях. Обладая повышенной текучестью такие масла при детонации "сдуваются"
с поверхности деталей гораздо быстрее минеральных.
А в-третьих, при работе двигателя с детонацией, увеличивается токсичность отработавших
газов. При неполном сгорании образуется целый шлейф выбросов - это частички
несгоревшего топлива (углеводороды СН), моноокись углерода (СО) и окислы азота
(NOx). А еще - соли свинца, полиароматические соединения, кетон-альдегиды...
Кто виноват?
К сожалению, надышаться впрок свежим воздухом нельзя. А вот отравленным - очень
даже можно. Моноокись углерода СО страшна тем, что быстро попадает в кровь,
где усваивается красными кровяными тельцами и образует карбоксигемоглобин, который
блокирует способность крови снабжать клетки необходимым для жизни кислородом.
Особенно чувствительны к вдыханию СО сердечники и пожилые люди. Но и те, кто
пока что здоровы, чувствуют последствия постоянной интоксикации - снижается
внимание, возникает столь знакомое горожанам чувство постоянной усталости, подавленности...
Тем временем в низко нависших над асфальтом облаках СН и NOx под воздействием
света происходят химические реакции. Разложение окислов азота приводит к образованию
озона (О3). Вообще-то озон нестоек и быстро распадается, но только не в присутствии
углеводородов (СН) - они замедляют процесс распада озона, и он активно вступает
в реакции с частичками влаги и другими соединениями. Слава Богу, что Москва
и другие российские города не избалованы солнечными деньками (кто бы мог подумать,
что это хорошо?) - смог активнее формируется именно под воздействием прямого
света. А вот для Лос-Анджелеса или Токио проблема смога была и остается очень
актуальной.
Помимо этого, некоторые углеводороды СН являются сильнейшими канцерогенными
веществами, озон разъедает глаза и легкие, а выбросы NOx участвуют в формировании
кислотных дождей.
Конечно, не одни автомобили виноваты в загрязнении воздуха на планете. Например,
половина всех мировых выбросов NOx - на совести теплоэлектростанций. А в сигаретном
дыме, который многие из нас с таким удовольствием втягивают в себя по собственной
воле, концентрация СО в среднем в 100 раз выше, чем в самом "грязном"
выхлопе. Но в крупных городах 80% СО и 40% СН и NOх попадают в атмосферу именно
из выхлопных труб автомобилей.
Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую
часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это
они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод,
замостили улицы и осветили их электрическими лампами. И когда все было готово,
когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами.
Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали
давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые
стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы
стали испуганно жаться к стенам домов.
И.Ильф, Е.Петров, "Золотой теленок"
Что делать?
Тревогу впервые забили в Соединенных Штатах, где проблему загазованности в крупных
городах ощутили уже после второй мировой войны. Но реакция на исследования по
уменьшению токсичности автомобильных выхлопов, проведенные в 1952 году в Лос-Анджелесе,
тогда была нулевой - пресса посмеивалась, что дешевле перенести город из чашеобразной
низины на другое место, чем совершенствовать автомобили.
Однако от проблемы уйти не удалось. В конце 60-х годов, когда мегаполисы Америки
и Японии стали буквально задыхаться от смога, инициативу взяли на себя правительственные
комиссии. Именно законодательные акты об обязательном снижении уровня токсичных
выхлопов новых автомобилей вынудили промышленников усовершенствовать двигатели
и разрабатывать системы нейтрализации.
Под давлением ужесточений законодательства прогресс пошел дальше. Применение
каталитических нейтрализаторов потянуло за собой более широкое распространение
бессвинцовых бензинов, поскольку содержащийся в обычном этилированном бензине
тетраэтилсвинец "отравлял" платину, сводя на нет ее каталитическое
действие. Автопроизводители стали переводить двигатели на неэтилированный бензин,
а нефтяные компании - увеличивать долю его выпуска.
Перед смертью не надышишься
Сегодня борьба за чистый воздух разворачивается и у нас. Началось все с введения
в прошлом году нового налога, хотя разработчики законопроекта как огня боялись
этого слова. На чеках многих бензоколонок появилась дополнительная строчка "за
загазованность". Организации, торгующие моторным топливом, по 30-40 копеек
с каждого проданного литра перечисляют на специальный счет Московского городского
экологического фонда в качестве "платы за загрязнение атмосферного воздуха
передвижными источниками". Понятно, что эта плата автоматически включается
в розничную цену топлива, и компенсировать ущерб природе будет тот, кто, по
идее, его и наносит, - автовладелец. С этим можно было бы смириться, тем более
что деньги не слишком большие, а от повышений цен на бензин мы еще не отвыкли.
Но весной прошлого года на утверждение Мосгордумы был предложен очередной "экологический"
законопроект, который предлагал установить региональные, более жесткие по сравнению
с федеральными, нормы выбросов загрязняющих веществ. По сути, это был доработанный
и давно вынашиваемый Лужковым законопроект об обязательном оборудовании всех
московских автомобилей нейтрализаторами.
Уже после первых сообщений об этой инициативе московских властей у многих появились
вопросы. Как можно заставить установить нейтрализаторы только жителей столицы?
С аналогичным успехом можно ввести запрет на выезд автомобилей с московскими
номерами за пределы МКАД. А заодно и запрет на въезд иногороднего транспорта
в столицу. Одна заправка этилированным бензином (который часто даже не окрашивают)
- и как уже было сказано, дорогостоящий нейтрализатор полностью выходит из строя.
Не говоря уже о предусмотренной в законопроекте ответственности за отсутствие
нейтрализатора. Штрафовать можно только за превышение допустимых норм. А законопроект
предусматривает за отсутствие нейтрализатора штраф в размере одного минимального
месячного оклада. К примеру, шофера импортного тягача могут оштрафовать за отсутствие
нейтрализатора, даже если дизельный мотор его машины и так соответствует строжайшим
нормам Еuro 2.
Пока этот законопроект с завидным постоянством отклоняется. Сказывается и лоббирование
его автопромышленниками и нефтяниками. Но бороться за чистоту воздуха все равно
надо!
ЭКСПЕРТ:
Существующие сегодня простейшие каталитические нейтрализаторы отечественного
производства для легковых автомобилей стоят с установкой около $200-300. Но
установка их на отечественные карбюраторные двигатели - малоэффективна. Да и
сами изделия далеки от совершенства.
Принципиальная необходимость нейтрализаторов не подлежит сомнению. В конце концов,
автомобилисты и их дети дышат тем же воздухом, что и все. Но к введению новых,
более жестких норм, не готовы ни производители автомобилей, ни нефтяники. И
если первые, например, АвтоВАЗ, уже довольно близко подошли к решению проблемы,
то вторым требуются гигантские средства на техническое переоснащение старых
заводов.
И не мудрено, что и те и другие обращаются в правительство России с предложением
о предоставлении "отсрочки" введения новых требований, чтобы в "переходный
период" подтянуть свой технический уровень. Так что пока - дышите впрок.
Только не в городе.
Андрей Титов
Благодарим за содействие в подготовке материала газету "Авто Ревю"
и ВНИИ НП
|